За весь год от предпринимателей и организаций к антимонопольщикам поступило почти 200 жалоб, касающихся государственных закупок. Контролируя размещение бюджетных средств, сотрудники службы выявили: примерно половина жалоб из 141 рассмотренной обоснованы. Заказчики либо предъявляют участникам конкурсов на закупки завышенные требования, либо несправедливо подводят итоги.
Говоря об этой части своей работы, руководитель амурского управления службы Татьяна Яковлева посетовала, что больше половины времени ее подчиненные вынуждены тратить впустую. Более 60 % обращений, связанных с государственными закупками, не обоснованы, а авторы заявлений, зная об этом, даже не приходят на заседания. «Вдумайтесь только в эту цифру – шестьдесят процентов рабочего времени, физических ресурсов, финансовых бюджетных средств службы используется зря! Эта ситуация настолько серьезна, что руководство Федеральной антимонопольной службы при одобрении Минэкономразвития внесла предложение, чтобы лица, которые отправляют нам заведомо необоснованные жалобы, подвергались административному штрафу. И рассматривается второй вариант, который сможет помочь уменьшить количество необоснованных жалоб – внести изменения в Налоговый кодекс, где будет предусмотрена уплата налоговой пошлины при обращении в антимонопольный орган. Это будет дисциплинировать лиц, собирающихся обратиться с жалобой», – считает Татьяна Яковлева.
Закон о госзакупках нарушают и выигравшие поставщики. Такие случаи тоже расследует антимонопольная служба. Выиграв конкурс на поставку, организации отказываются выполнять заключенные контракты или выполняют их некачественно. По итогам таких проверок антимонопольщики составили реестр недобросовестных поставщиков. В Амурской области в него попали 13 организаций. Попадание в этот список лишает предприятие права участвовать в конкурсах на государственные закупки в течение двух лет.
Каждую неделю антимонопольщики отслеживают цены на бензин и авиакеросин, каждый месяц – цены на некоторые продукты, например, молоко, хлеб, муку, зерно и подсолнечное масло. Кроме этого, в минувшем году служба наблюдала за наценками на лекарства. «Сложность здесь для нас заключается в том, что есть орган, который устанавливает торговую надбавку на лекарственные средства, есть орган, который контролирует эту надбавку. Какая роль здесь антимонопольной службы? Мы посмотрели на согласованные действия между аптечными учреждениями, но доказательств согласованных действий абсолютно нет», – говорит Татьяна Яковлева. Проверки, проведенные совместно с прокуратурой, выявили ряд нарушений только в аптеках «Амурфармации». Сейчас готовятся материалы для возбуждения дела.
Большую долю обращений в антимонопольные органы составляют заявления юридических лиц, однако жалобы поступают и от обычных жителей области. Правда, таких обращений крайне мало, говорят в службе. Чаще всего амурчане жалуются на нарушения закона о правах потребителей и рекламу. Первые жалобы, объясняют антимонопольщики, к ним поступают не по адресу, поэтому эти заявления переправляются в соответствующие отделы. Что касается жалоб на рекламу, то чаще всего амурчане высказывают претензии вполне обоснованно. За прошлый год специалисты выявили 552 факта нарушений в сфере рекламы. «Наиболее актуальные дела – реклама пива и игорного бизнеса. По игорному бизнесу нам пришлось работать, когда уже действовал запрет на казино, но реклама продолжала существовать», – рассказывает руководитель управления.
Говоря о недобросовестной конкуренции, Татьяна Яковлева привела в пример обращение амурского отделения Союза журналистов России. Журналисты пожаловались на газету «Бизнесмен». «В выходных данных они ставили тираж 12 тысяч экземпляров. Очень долго они с нами спорили, когда мы выявили, что реальный тираж газеты – 5 тысяч. Мы прошли все судебные инстанции, – вспоминает Татьяна Ивановна. – Это недобросовестная конкуренция. Это издание рекламного характера. Рекламодатели, прежде чем подать рекламу, смотрят тираж газеты, сколько человек купят газету».
Источник новости: http://www.amur.info/news/2010/01/27/11.html