Выходец из еврейской семьи, польский эмигрант, пианист-виртуоз, он круто изменил свою жизнь, решив стать архитектором. Долгое время он относился к числу «бумажных» концептуалистов, не строящих, но производящих манифесты и выставки. Первым возведённым им объектом стало грандиозное здание Еврейского музея в Берлине.
Музей-памятник, посвящённый жертвам холокоста, где нет экспонатов, а есть сужающиеся коридоры, тёмная камера-башня и прочие абстрактные элементы, которые производят не меньшее впечатление, чем кадры кинохроники, принёс ему мировую славу. Это агрессивная архитектура, для которой главное – не продемонстрировать предмет или исторический документ, а заставить посетителя чувствовать.
Все его последующие проекты несут в себе ту же острую эмоциональность. Строения кристаллической формы, напоминающие своими изломанными формами полную экспрессии абстрактную скульптуру, словно вспарывают пространство и соединяют в себе трагедию и гармонию.
Он говорит: «В моём понимании архитектура – не только совокупность форм и технологий. В ней заключена история. Каждое здание – красивое или безобразное, обладает ею. Архитектура должна стать средством коммуникации, она своего рода послание будущему, рассказ, об уникальности своего времени и места».
12 мая отмечает свой 70-й день рождения один из крупнейших архитекторов современности Даниэль Либескинд.
***
Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от вымысла, послужила зима 1943 года, когда его самолёт был сбит над Крымом. Морозная «татарская степь», а также топлёный жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, предопределили образный строй его будущих произведений.
Он был убеждён, что старая модель искусства, включавшая в себя только живопись, графику и скульптуру, изжила себя. Он говорил: «Для меня произведение искусства стало загадкой, естественной разгадкой которой является сам человек».
Его концепция социальной скульптуры ставила своей главной целью преобразование общества в целом. Он выступал в защиту природы и отстаивал права женщин. Он считал, что в каждом заложено творческое начало. Каждый человек – потенциальный художник.
За свою жизнь он осуществил 70 акций, организовал 130 своих персональных выставок, создал более 10 000 рисунков, огромное количество инсталляций, графических серий, не говоря уже о бесчисленных дискуссиях, и лекциях, которые тоже принимали характер перформансов или акций.
Он направил европейское искусство в совершенно новое русло, сумев раздвинуть границы художественного творчества до бесконечности.
95 лет назад родился Йозеф Бойс.
***
Педагог-просветитель, один из крупнейших историков-краеведов Пензенской губернии. Он первым в Пензенской губернии начал собирать материалы о великом русском поэте Михаиле Лермонтове, записывать воспоминания очевидцев, делать копии с автографов. Этими материалами впоследствии пользовались первые биографы Лермонтова, в том числе историк русской литературы, автор первой научной биографии Михаила Лермонтова Павел Висковатов.
100 лет назад скончался Владимир Хохряков.
***
410 лет назад, 12 мая 1606 года, в сопровождении многочисленной свиты с огромной пышностью в Москву прибыла Марина Мнишек – дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишека, невеста молодого царя Дмитрия Иоанновича.
Остановившись в Московском Вознесенском монастыре у Инокини Марфы – вдовы Ивана Грозного – спустя 5 дней она была торжественно обвенчана с царём и коронована в Успенском соборе Московского Кремля.
Однако её правление продолжалось всего лишь неделю. После убийства Лжедмитрия I, началась бурная, полная драматизма и лишений жизнь первой коронованной русской царицы.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2016/05/12/110935