Говоря о Майе Плисецкой, и друзья, и недруги повторяли: «Она – гений! Её искусство принадлежит миру!» В репертуаре балерины – более ста партий классического и современного репертуара, цифра, достойная книги рекордов Гиннесса. Все созданные ею образы являются партиями-шедеврами.
Невозможно сказать, какая из них является вершиной её мастерства. Раймонда, Аврора, Лауренсия, Зарема, Китри, Хозяйка Медной горы, Эгина, Джульетта, Царь-девица, Айседора, Федра, Леда, Маша или Одетта-Одиллия. Её «Лебединое озеро» стало легендой Большого театра. В этом балете Плисецкая, по её собственным подсчётам, появлялась на сцене более 800 раз. Говорят, что её выходы на поклоны превращались в отдельный спектакль, который иногда оказывался интереснее целой партии других танцовщиц.
Балерина не боялась ломать стереотипы, она всегда, во всех своих ролях, была современной и побеждала в споре со временем, заставляя забывать о своём возрасте. Вдохновенная танцовщица – Майя Плисецкая сама являлась источником вдохновения для многих: балетмейстеров, композиторов, художников, кинорежиссёров, модельеров. Великие хореографы мира считали для себя за честь ставить спектакли специально для неё. Легендарный Морис Бежар, создатель «Болеро», одного из самых известных одноактных балетов ХХ века, при жизни сам выбирал солиста, руководствуясь, по его словам, неким «шестым чувством». Майя Плисецкая блистала в его постановке. Она и сама выступала в роли хореографа. Ставила для себя «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой» – балеты, специально для Плисецкой созданные её мужем, композитором Родионом Щедриным.
Она не скрывала, что с детства мечтала о славе и была счастлива, что смогла её добиться. «У меня рисковый отчаянный характер, благодаря которому я многого добилась в жизни, ведь характер, в конечном счете, – это и есть судьба!» – говорила Плисецкая.
Ровно год назад ушла из жизни Майя Плисецкая. 2 мая – день памяти великой балерины.
***
Его упрекали в «двурушничестве», в политическом приспособленчестве, равнодушии и безнравственности. Алексей Лосев писал: «Он всё понимает и ни во что не верит».
Пётр Струве назвал его «морально невменяемым» человеком, а Бердяев –«папашей Карамазовым, сделавшимся литератором», чтение которого «противопоказано всякому закалу души».
Отец Павел Флоренский, у которого хранился его архив, распорядился вынести бумаги в сарай, говоря, что он не выносит аромата этих рукописей.
Сам он лукаво недоумевал: «Моё отношение к миру – нежность и грусть. А в печати окончательно утвердилась мысль, что я Передонов или Смердяков. Merci. Не понимаю, почему меня так ненавидят в литературе. Сам себе я кажусь очень милым человеком».
Василий Розанов родился 160 лет назад. Философ, литературный критик и публицист, один из самых противоречивых русских философов XX века.
***
Медицина до конца дней оставалась его основной профессией, дававшей ему возможность заниматься поэзией. Избегая влияния общества и авторитетов, он предпочёл известности самоизоляцию и уединение.
Вслед за Ницше он считал, что у современного ему мира нет идеи будущего. Он писал: «Надеяться – значит иметь ложные представления о жизни». Но его мрачную меланхолию освещала вера в неисчерпаемые возможности языка, в силу слова.
130 лет назад родился один из крупнейших немецкоязычных поэтов ХХ века Готфрид Бенн.
***
Его называли «красным бароном», «красным рыцарем» и «красным дьяволом».
Этим он был обязан цвету своего легендарного истребителя «фоккер», а также невероятному мастерству, с которым вёл воздушные бои против французов и англичан.
За 25 лет жизни, три из которых пришлись на время Первой мировой войны, он сбил более 80 самолётов противника, превратив воздушный бой в точную науку.
«Превосходство в воздухе часто зависит от чуть большей скорости, чуть более крутого виража, чуть большей скорострельности пулемёта и, конечно, от умения пилота выжать всё из этих преимуществ», – говорил он.
125 лет назад, 2 мая 1891 года, родился барон Манфред фон Рихтхофен. Легендарный немецкий лётчик-истребитель, один из самых знаменитых воздушных асов Первой мировой войны.
Удача отвернулась от «красного барона» лишь однажды. В апреле 1918 года, накануне своего 26-го дня рождения, он был смертельно ранен в бою над холмами Морланкур, в районе реки Соммы, преследуя самолёт канадского лейтенанта Уилфрида Мэя.
***
Его появление в литературе был громким – поэмы «Суд памяти» и «Кремень-слеза» оценили такие суровые судьи, как Александр Твардовский и Михаил Шолохов. Произведения автора переведены на многие языки. Важной темой для поэта было незабвенье, память. Он считал, что прошлого не бывает для прошлого, оно только для настоящего. В прошлом легче быть необъективным, проще сфальшивить. А обмануть духовно – значит, обокрасть нравственно, считал поэт.
Егор Исаев родился 90 лет назад.
***
Энгельберт Хампердинк празднует 80-летие. Певец, широкая популярность которого пришлась на вторую половину 1960-х, 1970-е и 1980-е годы. За долгую творческую жизнь он удостоился многих наград, в числе которых 68 «золотых» пластинок, 18 «платиновых» альбомов и несколько премий «Грэмми».
***
Больше полувека он служил в Театре имени Маяковского. На этой сцене актером созданы десятки ролей в пьесах классиков и современных авторов.
Он известен и как киноактёр, снявшийся в таких известных фильмах, как «Вызываем огонь на себя!», «Демидовы», «Ещё раз про любовь», «По главной улице с оркестром», «Бременские музыканты» и многих других. Всего на счету мастера свыше 70 киноролей, многие из которых заслужили искреннюю зрительскую любовь.
5 лет назад умер Александр Лазарев.
Источник новости: http://www.amur.info/news/2016/05/02/110568