Звезда немого кино / “Поговорим за жизнь” c Александром Ярошенко

В Стамбуле шёл мелкий, колющий тысячами ледяных иголок дождь. «Вы прилетели с Дальнего Востока? Вы живёте там, где встаёт солнце?» – недоверчиво спрашивала в телефонную трубку Вера Холодная. Родная внучка и полная тёзка иконы немого кино, блистательной киноактрисы начала ХХ века Веры Холодной.

В Стамбуле шёл мелкий, колющий тысячами ледяных иголок дождь. «Вы прилетели с Дальнего Востока? Вы живёте там, где встаёт солнце?» – недоверчиво спрашивала в телефонную трубку Вера Холодная. Родная внучка и полная тёзка иконы немого кино, блистательной киноактрисы начала ХХ века Веры Холодной.

Её легендарная бабушка навсегда осталась 25-летней богиней синематографа, она вскружила голову Александру Вертинскому, обворожила первого основателя российского кинопроизводства Александра Ханжонкова и свела с ума миллионы поклонников.

Веру Холодную скосила свирепствующая в 1919 году испанка, так тогда называли вирусный грипп. Её две дочери прожили далеко за 90 лет.

Моложавая внучка звезды опоздала всего на 5 минут, стряхнула с зонтика следы ледяного дождя и сквозь улыбку тихо сказала: «Здравствуйте».

Первое, что она заметила, едва завидев камеру: «Не хочу сниматься в профиль». Киношные гены…

Малютки у гроба

– Когда бабушка умерла в Одессе, моей маме было шесть лет, её старшая сестра Женя была на два года старше. Похороны Веры Холодной сняты на плёнку, я эти кадры не могу смотреть без слёз. У гроба две малютки. Нонна – моя мама мама, и тётя Женя. Просто сердце разрывается от боли. Но я иногда думаю, что если бы бабушка дожила до восьмидесяти лет, её навряд ли бы так помнили, как помнят сейчас.

«Немое кино» – это было чудо, многие не понимали, что это такое и как делается! Поэтому публика испытывала невероятный трепет ко всему увиденному на экране, восторг был просто колоссальный

Она умерла в самом своём жизненном и актёрском расцвете, люди просто были не готовы, что их любимая актриса так рано их покинула. Может, поэтому её так чтят…

«Немое кино» – это было чудо, многие не понимали, что это такое и как делается! Поэтому публика испытывала невероятный трепет ко всему увиденному на экране, восторг был просто колоссальный. Думаю, что ещё и по этой причине моя бабушка осталась для миллионов дивной загадкой.

После смерти бабушки маму и тётю Женю забрала старшая сестра Веры Холодной Надежда. Она была дама очень богатая и властная. Вывезла девочек за границу, сначала жили в Болгарии, потом перебрались в Стамбул.

Я бабушку Надю очень хорошо помню, её в семье звали «Тата», характер у неё был строгий: в гости придёшь – и сразу начиналось: «Не так сели, руки убрать со стола, идите в другую комнату». Мы от неё зависели материально, поэтому боялись и слова поперёк сказать, никогда не перечили.

Моё детство было безмерно счастливым. Счастье детства – это мама. Помню, в саду была куча мелкого песка, мы в нём играли. Это было счастье.

Запомнила и мамины колыбельные песни: «Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю…» Я просила её спеть другую, так как считала эту грустной. Тогда она начинала рассказывать русские сказки.

Все её сказки были связаны с Россией, Иванушками и Алёнушками, да русскими печками… Подумать только, мама ведь практически не жила в России, но как жила в ней Россия!

Детство было беззаботное, дети ведь ни о чём не думают. Хотя время было послевоенное, очень многие бедствовали, но мы нет. Нам очень хорошо помогала мамина тётя Надя, обладательница больших денег.

Россия – это мои корни

Стамбул моего детства? Это был совсем иной город, небольшой, мы жили на море в районе Бебек. Красиво, хорошее место, там тогда жило много иностранцев.

Когда я стала узнавать про свою знаменитую бабушку?

Память о ней жила всегда в нашем доме, мама и её сестра часто говорили о ней, что-то вспоминали, грустили, плакали. Поначалу я мало что понимала в силу возраста, но когда подросла, то стала понимать всю трагичность и всю глубину её жизни.

Меня всегда интересовало, что за человек была моя бабушка и почему её в России так помнят? Фильмы с её участием в Стамбуле никогда не показывали, но у мамы было очень много её фотографий. Мы в детстве часто их рассматривали. Сестра мамы Евгения часто ездила в Москву и оттуда привозила фильмы с участием бабушки и привезла даже съёмку её похорон, которую, как я говорила, без слёз смотреть в нашей семье не могли.

Моё детство было безмерно счастливым. Счастье детства – это мама

Честно скажу, я не уверена, что её будет помнить сегодняшнее поколение молодёжи, этому компьютерному веку совсем уже не до немого кино.

Моя мама прожила 99 с половиной лет, может, Бог дал ей такой долгий век за её раннее сиротство. Не знаю.

Россия – это мои корни. Россия мне очень близка по душе. Я ведь никогда не была в России, но чувствую её. Это потому, что я выросла в русской среде, всегда говорила по-русски, все друзья моей мамы были русскими.

Стамбул же был мировым эмигрантским перекрёстком, мама моя дружила только с русскими, она ведь по-турецки совсем не умела говорить.

Мой русский язык – это только моя мама и моя тётя Женя. Турция – мусульманская страна, и мы часто себя чувствовали не в своей тарелке. Это трудно.

И в школе, и в самом раннем детстве дети часто таскали меня за мои белые волосы… Им это нравилось, а у меня вызывало слёзы.

Какой я себе представляю Россию? Только по кино, телевидению и по фотографиям. Я видела фото бабушкиного дома, в Москве, на Большой Якиманке.

Россия такая огромная, что я даже не представляю её расстояния. Почему не была в России? Первое – коммунисты! В нашей семье их не любили, мягко говоря. Потом, когда коммунизм благополучно закончился, мы часто летали в Калифорнию, там жила моя мама. Муж мне часто говорил: «Вера, когда коммунисты уйдут, мы поедем в Россию». Но не получилось.

Но мне очень хочется побывать в России, очень! Подышать её воздухом.

Россия – это мои корни. Россия мне очень близка по душе. Я ведь никогда не была в России, но чувствую её

В нашем доме часто звучало русское радио, приёмник передавал новости из России. Сегодня, когда в России случается какая-то беда, например, падает самолёт и гибнут люди, мне очень больно. Когда было наводнение на Дальнем Востоке, я без слёз не могла смотреть на эти торчащие из-под воды крыши. Помню, пошла в банк и перечислила деньги на Первый канал, в помощь пострадавшим от наводнения…

Почему беду в России чувствую больнее? Это моя русская кровь и моя русская душа. Я ощущаю себя русской. Хотя свободно говорю на французском, турецком, английском и немецком языках, но думаю я всегда только по-русски. И Богу молюсь тоже только на русском языке. Это же о многом говорит, если не обо всём.

У меня, конечно, есть акцент, это всё от смешения языков. Муж у меня был англичанин, и я долго не говорила по-русски. Все мои разъехались, и я вынуждена была говорить только на английском и турецком языках.

Трудно ли жить с человеком другой культуры? Сначала всё было очень хорошо. Я мужа своего сильно любила. Но с годами всё стало проявляться, мне трудно было с его окружением. Они хорошие люди, но другие. Другие и всё.

Мои дети плохо говорят по-русски: старший сын может понять и ответить, младший говорит чуть лучше, но это разговором назвать нельзя.

Чехов – это песня

Пела ли я им колыбельные на русском языке? Пела! Но моя свекровь была против этого, она запрещала мне говорить с детьми по-русски. У неё всё русское было источником коммунизма. А я была молодая девушка и не могла ей противостоять.

Почему в Стамбуле боялись коммунистов? (Тревожно оглядывается по сторонам и говорит шёпотом. – Прим.А.Я.) Мы боялись проходить мимо советского консульства, думали, что выскочат чекисты и нас схватят.

Когда коммунизм в России закончился, мы вздохнули с облегчением.

Я обожаю русскую литературу! Конечно, зачитываюсь Достоевским. До сих пор зачитываюсь! Помню, я училась в австрийской школе, бегом прибегала домой и садилась за чтение Достоевского, до часа ночи сидела, оторваться не могла. Обожаю Чехова. Его слог – это как песня. А как чудесно Богу молиться на русском языке! «Отче наш» ни на каком другом языке так не звучит, как на русском! А Матерь Божию как ласково и как трогательно можно называть на русском! Другие языки в этом душевном вопросе меркнут рядом с русским.

Интернет? Только минимум. Новости посмотреть и всё.

Я ощущаю себя русской. Хотя свободно говорю на французском, турецком, английском и немецком языках, но думаю я всегда только по-русски. И Богу молюсь тоже только на русском языке

Скажу честно, мне очень нравится Владимир Путин. Он знает, что делает, берёт инициативу в свои руки, быстро и бесстрашно принимает решения. Он настоящий мужчина и очень достойный президент.

Счастливая ли я? Да. У меня два хороших сына, которые меня любят. Старший каждый вечер звонит мне из Калифорнии по скайпу. Младший живёт здесь, в Стамбуле, и тоже всегда звонит и забегает в гости.

А с тем, что в моей жизни нет России, я уже смирилась. Если бы в моей жизни она была, я была бы абсолютно счастливым человеком. Турция очень хорошая страна, но моей так и не стала.

Дедушку убили в ГПУ…

Если бы жизнь ещё раз прожить? Я бы её прожила по-другому. Я бы осталась в Калифорнии. Муж не захотел там оставаться, и я не настаивала, вот теперь моя судьба жить здесь. Я жила там по несколько месяцев в году. Я всегда думаю в первую очередь не о себе, а о других. Вся моя родня жила в Калифорнии, моя мама там прожила последние сорок лет своей жизни. На Пасху и на Рождество там накрывали огромные столы. Там был русский мир.

Моя мама никогда не любила Советский Союз, очень была огорчена, что в Советской России убили её отца, и никогда не хотела вернуться туда. Мой дедушка, Владимир Холодный, был очень образованным человеком, выпускник Санкт-Петербурского университета. Его убили в ГПУ вскоре после смерти бабушки.

Мама моя никогда не была в России, а её сестра Женя, моя тётя, ездила туда часто, она была даже в Одессе, пыталась там найти могилу матери.

Они нам не хотели рассказывать о России, им было больно. Всё приходилось выспрашивать. Мама с тётей Женей были очень дружны, тётя Женя мягкая, уступчивая. Мама была более жёсткая, она принимала решения, и тётя Женя часто слушалась. Мне очень нравится фамилия Холодная. Честно скажу, я горжусь тем, что меня называют Вера Холодная.

Ещё в Одессе прожила жизнь мамина тётя Соня. Младшая сестра моей бабушки. Мама часто тосковала по ней. Но они никогда не виделись.

Свою бабушку я начала изучать с фотографий, потом были слайды, а только потом в нашем доме появилась плёнка с её кадрами. Я видела только один фильм с её участием.

Я обожаю кино! Мы с мужем каждый день ходили в кинотеатр. Каждый! Но артисткой я стать никогда не хотела. В школе на ёлках была первая артистка, но когда подросла, всё это прошло. Я рано вышла замуж, в семнадцать с половиной лет. Муж был старше меня на шесть лет, просто проходу не давал. Мама моя согласилась с нашей любовью!

Вышла бы я сегодня замуж в семнадцать с половиной лет? Об этом я должна подумать! И подумать крепко.

В русских мальчиков я никогда не влюблялась, хотя их было много в моём окружении. Русское кино я почти не знаю, несколько лет назад у меня в доме появился русский канал по ТВ, я стала смотреть русское кино недавно. Люблю смотреть ваши новости, слушаю французские новости и немецкие, на мой взгляд, правда всегда зависит от ситуации.

Украина? Это ведь тоже не чужое для меня. Девичья фамилия моей бабушки была Левченко, и она родилась в Полтаве.

Съездить в Россию – моя большая мечта. Что мешает? Это не так просто, внутренне не просто, в мои-то годы…

Очень слежу и очень переживаю из-за российско-украинских отношений. Так больно, что брат пошёл на брата. Как я понимаю, вся беда началась на Украине. Русофобия там накапливалась годами, потом вот и прорвало…

Хочу стареть как моя мама. Она прожила почти сто лет, без единой операции, никогда не болела. Это же счастье!

Рассвет над Амуром

Что для меня значит церковь? Я тут себя чувствую вместе с боженькой. Меня эта обстановка утешает и я прихожу с удовольствием. Пасха. Рождество. Всегда готовлюсь, сейчас одна живу, но всегда ёлка и подарки. Яйца крашу. Как в детстве всё видела, так всё продолжается. Люблю борщ готовить, настоящий со свёклой. Без свёклы это не борщ. Пирожки, сметану, творог обожаю. Могу рюмку русской водки выпить под хорошую закуску.

От жизни чего хочу? Мечта? Есть. Но я её отталкиваю. Думаю, моя жизнь прошла, почему я должна мечтать? Моя мама меня ругала, она говорила мне: «Вера, в твоём возрасте я ещё танцевала и обожала рестораны». У неё в мои годы жизнь ещё вовсю бурлила.

Мой отец рано умер. Родился он в России, не знаю, где именно, и мне это неинтересно. Я на него обижена. Его победила водка, в большей степени нас мама воспитывала одна. За что я ей безмерно благодарна.

Да, ещё вот что хочу сказать про секрет успеха моей бабушки. Она очень любила своё дело. Очень! И отдавала ему всю свою душу и всю свою жизнь. А когда душу вкладываешь, то всегда будет успех.

Без хорошего настроения и борщ вкусным не получится.

Съездить в Россию – моя большая мечта. Что мешает? Это не так просто, внутренне не просто, в мои-то годы…

Я постараюсь приехать к вам на Дальний Восток, на фестиваль «Амурская осень», там ведь начинается новый день

Я постараюсь приехать к вам на Дальний Восток, на фестиваль «Амурская осень», там ведь начинается новый день. Я очень люблю встречать рассветы. Выхожу на балкон и встречаю это чудо. Пью кофе и смотрю, как встаёт солнце над Босфором, и очень хочу увидеть, как оно поднимается над Амуром.

Если это случится, то я буду счастлива, из нашей семьи никому не довелось увидеть рассвет на Дальнем Востоке. Может быть, судьба подарит эту радость мне.

Я очень этого хочу…

Из биографии

Актриса немого кино Вера Холодная (в девичестве – Левченко) родилась в 1893 году в Полтаве.

За свой короткий актёрский век, который длился с 1914 по 1919 год, Вера Холодная стала самой знаменитой кинозвездой своего времени, стала королевой «немого экрана». Она успела сняться в десятках картин, до наших дней сохранилась только восемь фильмов с её участием.

Умерла богиня кино в 25 лет в Одессе от свирепствующего гриппа. Её похороны вылились в настоящее народное шествие. Могила первой королевы российского экрана утеряна.

В Веру Холодную был влюблён Александр Вертинский, который посвятил ей эти бессмертные строки:

«Ваши пальцы пахнут ладаном,

А в ресницах спит печаль.

Ничего теперь не надо нам,

Никого теперь не жаль.

И когда Весенней Вестницей

Вы пойдёте в синий край,

Сам Господь по белой лестнице

Поведёт Вас в светлый рай…»

  

Фото: rushkolnik.ru, restplace.com.ua, citydog.by, drugoekino.ru, i.ytimg.com, vk.me, cablook.com, ifotki.info, kati.com.ua

Источник новости: http://www.amur.info/yaroshenko/2015/12/31/6112