“Простые вопросы”: Леся Сергиенко

Детектор лжи

Как часто люди лгут? Оказывается, наверное, часто. Для такой проверки изобретён специальный прибор – детектор лжи, и даже существует Академия исследования лжи. Сегодня у нас в студии Леся Сергиенко, психолог, руководитель Амурского центра детекции лжи и прикладной психологии из города Свободного, она же является консультантом и полиграфологом.  

— Здравствуйте!

– Здравствуйте.

— Казалось бы, из этого оборудования можно плести макраме, на самом деле это детектор лжи.

– На самом деле, открою вам небольшой секрет, детектора лжи как такового не существует. Потому что инструментальная психология не оперирует такими понятиями, как ложь. Это прибор, который фиксирует показатели вегетативно-нервной системы.  

— Сегодня на мне мы испробуем его действие, много ли я лгу, о чём лгу (улыбается).

– Часто ли.

— Надеюсь, что нечасто, но всё покажет наш прибор. Вообще люди много лгут?

– Начнём с того, что ложь – это определённые эмоции. Функция лжи заключается в том, чтобы адаптировать человека к окружающей его среде. На самом деле правда не всегда приятна и полезна для человека, зачастую узнавание правды может повлечь за собой катастрофические последствия. Когда человек скрывает информацию, значимую для окружающих, в его речи проявляются специфические особенности, такие как искажение, умолчание.

— Говорят полуправду.

– Да, включая обобщение и многое другое. Таким образом, мы можем наблюдать, как человек реагирует на стресс. Это защитная реакция.

— Давайте объясним, как это проявляется при помощи физических законов.

– Обязательным для регистрации считается верхнее и нижнее дыхание, влажность кожи, потоотделение. Кроме этого, фиксируются разные виды сердечного ритма, такие как пульс, артериальное давление, наполняемость кровеносных сосудов. Все эти датчики фиксируются на электронном носителе.

— Кто к вам обращается? Это организации или частные лица?

– Чаще всего обращаются частные лица, в основном предприятия, где происходят либо крупные, либо мелкие хищения, но встречаются и государственные организации тоже.

— Много ли обращений? Свободный – не такой большой город, как Благовещенск.

– Я поняла ваш вопрос. Благовещенск, по-моему, пятый город по счёту в Дальневосточном регионе с населением 224 тысячи человек, если не ошибаюсь. Конечно, такой город имеет больше возможностей, чем город с населением в 55 тысяч человек. Тем не менее, несмотря на то, что информацию в прессе мы дали только сейчас, география нашей деятельности распространяется на территории всего Дальневосточного региона. Мы работаем уже на протяжении нескольких лет. Я являюсь постоянным членом Дальневосточной ассоциации полиграфологов. Кроме этого, на базе нашего центра этим летом открылось амурское представительство Международной академии лжи.  

— Страшно звучит.

– Тем не менее, совместно со специалистами Международной академии лжи мы разрабатываем очень серьёзные проекты. Имеем возможность приглашать специалистов высочайшего уровня для расследования реальных дел в Амурской области, для проведения тренингов, обучения именно детекции лжи.  

— Кому это нужно?

– Считаю, что это нужно практически каждому человеку, кто работает в области человековедения. Это педагоги, следователи, банковские служащие, все люди, которые работают с людьми.

— На Дальнем Востоке у вас есть конкуренция?  

– Я не успеваю её отслеживать. Делаю то, что я делаю.

— Услуга востребованная.

– У меня, да.

— Нужно ли проводить сертификацию этого прибора, потому что это всё-таки измерительный прибор?

– Обязательно. У меня, конечно, вызывает сомнения реклама полиграфов, которые продаются, допустим, за сто тысяч рублей, а человека за сорок тысяч обучат всем нюансам полиграфолога. На самом деле это далеко не так. Прибор обязательно должен проходить техническое обслуживание каждые два года.

— На полиграфолога где-то учат? Вы где получили образование? Говорите, что за сорок тыся невозможно выучиться, тогда где и за сколько?

– Насколько мне известно, сейчас полиграфологии обучают в разных учебных заведениях. Лично я считаю, что самое лучшее образование можно получить только в специализированном центре, где и изготавливается этот прибор.

— Вы образование получили там?

– Да, плюс, где разрабатываются методики для проведения обследования, где находятся специалисты высочайшего класса, которые могут поделиться своим опытом. Я получила образование именно в таком специализированном центре.

— Являются ли результаты исследования какими-то вещественными доказательствами при расследовании какого-то дела? Например, в следственном деле они используются?

– Конечно. С момента назначения специалиста, когда выходит постановление о привлечении специалиста к расследованию дела, в силу вступает закон об уголовной ответственности о даче ложных показаний. С этого момента заключение полиграфолога наравне с заключениями других экспертов, их, если я не ошибаюсь, более 4,5 тысячи, принимается заключение как доказательство.

— Вы участвовали в расследовании каких-то уголовных дел? Вас привлекали как специалиста?

– Да, меня привлекали, и не один раз.

— Результаты были действенными?

– Конечно.

— Я сейчас предлагаю поменяться местами, теперь вы мне будете задавать вопросы. Всё это оборудование оденем на меня и посмотрим, насколько я правдивый человек.  

— Давайте (надевает оборудование).

– Первый тест настройки, который обычно проводится перед любым полиграфологическим обследованием, это тест на имя. Мы записываем ваше имя, реакция организма, когда вы находитесь в спокойном состоянии. Поэтому я сейчас буду называть много разных женских имён, в том числе ваше собственное имя – Наталья. Ваша задача на все названные имена говорить правду. Допустим, я буду спрашивать «вас зовут Марина?», вы говорите – нет, вас зовут Кристина – нет. Как только я спрошу – «вас зовут Наталья?», в этот момент вы должны меня обмануть и тоже сказать «нет». Готовы?

— Да.

– Дыхание лёгкое, свободное, спокойное, запись пошла. Вас зовут Нина?

— Нет.

– Вас зовут Диана?

— Нет.

– Вас зовут Марина?

— Нет.

– Вас зовут Наталья?

— Нет.

– Собственно говоря, этот тест является проходным, по нему мы смотрим, сможет ли человек пройти обследование или нет.

— Что показала моя реакция?

– У вас очень хорошая реакция, вы настроились на работу прибора, прибор настроился на вас. Мы можем провести с вами полноценную трёхчасовую проверку с предъявлением каждого теста не менее трёх раз.

— То есть меня всё-таки зовут Наталья (смеётся)?

– Всё-таки да. На самом деле, если бы вы не сказали вашего имени, то путём подбора называния разных имён…

— Даже так!

– Мы бы всё равно рано или поздно выяснили, как вас зовут.

— Спасибо большое. У нас в студии была Леся Сергиенко, психолог, руководитель Амурского центра детекции лжи и прикладной психологии из города Свободного. Мы говорили о том, как работает полиграф, и он, было проверено на мне, работает отлично. До свидания.    

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2015/12/7/6041