Благовещенцы сдали старинную икону в антикварную лавку

« 1/4 »
« 2/4 »
« 3/4 »
« 4/4 »

В антикварной лавке Благовещенска продаётся икона, предположительно, из Шадринского собора, взорванного в начале прошлого века. Раритет стоимостью в несколько сотен тысяч рублей не вписался в интерьер, и владельцы сдали его в магазин. Люди были уверены, что икона из Шадринского собора. Однако специалисты в этом сомневаются. Иконе действительно больше века, но была ли она святыней, неизвестно.

Она пережила революцию, войны и перестройку. Ей молились и при царском режиме, и при советской власти. Теперь икона с вековой историей оказалась в антикварной лавке. Бывшие хозяева иконы сообщили владельцу лавки, что раньше она принадлежала Шадринскому собору, который взорвали в 1936 году. Благовещенец успел вынести образ из храма. С тех пор святыня хранилась в его семье.

«Внуки не оценили сей, так сказать, экспонат. Поэтому она оказалась у нас в лавке. Принесли муж с женой. Они переезжали в Краснодар, и просто она такая громоздкая, тяжёлая, не вписывалась в интерьер новый. Сейчас же люди привыкли к минимализму. И поэтому принесли её нам», – сказал Руслан Башмаков владелец антикварной лавки.

По словам художника Александра Гассана, экспонату действительно больше века. Об этом говорит стиль написания иконы. Это поздний реализм. Такие образы называют хоругвями. Их использовали во время крестных ходов. Скорей всего лики Казанской Божьей Матери и Николая Чудотворца писали не в Приамурье, а на западе России.

«Она сделана в каноническом стиле, конечно. Николай Чудотворец изображён, Иисус Христос и Богородица. А здесь это канон – символ Казанской иконы. Единственное что только трактовка такая, специфика письма мастера. Конечно, это трудно сейчас определить. Но это очень высокое художественное исполнение», – рассказал художник, реставратор Александр Гассан.

В Благовещенской епархии рассказали, что перечня икон, которые находились в дореволюционных церквях, не существует. Сведения о них собирают из старой прессы. Доказательств того, что хоругвь вынесли именно из Шадринского собора, нет. Теоретически икона могла принадлежать любому дореволюционному храму. Их только в Благовещенске в начале ХХ века разрушили порядка 20. И около 200 – во всём Приамурье.

«По частным коллекциям людей множество, множество самых разных образов разной датировки, разных авторов, разной ценности. Но церковь их никогда не выкупает. Иногда бывает такое, что в храм какие-то жертвователи именно дарят такие вещи», – поделилась пресс-секретарь Благовещенской епархии Анна Лиманская.

То, что ценная икона оказалась на прилавке, законодательству не противоречит. Передать такую в музей, в храм или продать – личное дело владельца. А вот на вывоз за границу требуется специальное разрешение и экспертиза, которая подтвердит истинную ценность образа. На внутреннем рынке антиквары сами устанавливают цену на свой товар.

«Наверное, как и везде, цену определяет рынок. Есть сейчас специальные сайты, где дается, в том числе, и ценовая политика. И определить ценность того или иного предмета, той или иной иконы в принципе возможно», – отметила директор Амурского областного краеведческого музея Елена Пастухова.

Ни музей, ни епархия пока покупать икону не собираются. В музее сообщили: нет финансовой возможности. Хотя подобных икон в его фондах нет. Представители церкви считают, что деньги лучше потратить на строительство храмов или благотворительность. И верят, что у иконы своя судьба. Возможно однажды Казанская Божья Матерь и Николай Чудотворец снова увидят крестный ход. 

 

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2015/06/04/94982