Специальный репортаж: поиски мест захоронений советских бойцов, погибших в Китае

 
 

Травой поросли окопы и блиндажи, и там, где 70 лет назад был ожесточённый бой, теперь пасутся коровы. Им безразлично, что здесь было. И безразлично, кто ходит мимо них уже две недели. Несколько квадратных километров уже испещрены шурфами – археологи проводят разведку местности. Цель – найти места захоронений советских бойцов, погибших в августе 1945 года в боях за освобождение Маньчжурии от Японских захватчиков.

«Многие наши надежды не оправдались. Тот материал, который у нас был наработан, он оказался далеко не всегда верен. Потому что пользовались не совсем совершенными картами 906 года, и многие объекты нанесены приблизительно», – рассказал участник поисковой экспедиции «Вахта памяти», преподаватель-организатор школы села Куприяновка (Завитинский район) Владимир Федорук.

Чуть неверные карты – одно дело. Гораздо большей проблемой стали распаханные земли. На местах захоронений советских воинов, которые указаны в архивных документах, сейчас ничего нет. Есть только поля, на которых китайские крестьяне выращивают либо кукурузу либо картофель. Ничего не осталось. Поэтому археологи просто проходят эти поля и ищут хоть какие-то находки.

«Когда я был маленьким, то мы с родителями иногда ходили в горы. И я там видел много скелетов. Но я не знаю, чьи они были, русские или японские. И родители тоже не знали. А сейчас много времени прошло, этих костей там и невидно – поросло наверное всё. Но это всё на той горе, которая называется Горящей. На той горе много скелетов было. Я помню, что когда увидел эти кости, то подумал, что там наверное тысячи солдат погибли, потому что земля вся останками была засыпана», – поделился житель китайской деревни Хунчису Лю Сюй Линь.

Та гора 70 лет назад для местных была безымянной. А пришедшие красноармейцы обозвали её «лохматой». Потому что она единственная во всей долине была покрыта растительностью. Остальные горы были лысыми. Японцы, занявшие на них оборону, вырубили все деревья.

«Японцы так построили оборону, чтобы с этих высот поражать и наносить огневое поражение войскам, которые будут идти на Муданьзян. А вот войскам, которые в лоб брали эти сопки, у них была задача связать боем эти войска и не дать возможности наносить поражения нашим войскам внизу. Собственно им это удалось. Но большими потерями», – отметил руководитель поисковой экспедиции «Вахта памяти», руководитель проекта «Историческая память в Приамурье» Сергей Орлов.

Муданьцзян – это главное направление 1-ого дальневосточного фронта. Мощная группировка в 140 тысяч человек должна была пройти по узкому проходу между гор, где и засели японцы. Дивизии, обеспечивающие взятие сопок, брали высоты сходу, в лоб.

«Бой был тяжёлый, они занимали высоту – японцы их контратаковали. Сбрасывали. Они опять выходили на данную высоту. Бой длился с 9 часов утра, когда они перешли в первую атаку, и только к вечеру смогли очистить высоту от японцев. А пологой сопке – оттуда работали как раз самоходчики, и снизу работала наша артиллерия», – добавил Сергей Орлов.

От плотного огня «лохматая гора» вспыхнула, как спичка. И пылала ещё два дня после боя. Вот её местные позже и прозвали «горящей» – по-китайски «хошао». За один день здесь погибли 84 красноармейца. Японцы потеряли несколько тысяч.

Сводный отряд поисковой экспедиции отработал на месте уже две недели. Результаты пока минимальны. Поэтому поисковики и арехологи решили изменить методику поиска и вместо проверки указанных точек на карте идти сплошной разведкой. То есть проверять все холмы, западины и терасы.

«Исходя из сплошной разведки, было предложение – давайте проверять и укрепрайоны. Возможно они в траншеях, блиндажах хоронили. Опять же возможно! Никаких достоверных источников на данный момент нет. И решили подквадратные глубокие ямы проверить на предмет наличия, просто исключить – да или нет. И начали когда копать под дёрном, сразу пошли останки. То есть это не закопанные останки, а видать боец просто там погиб», – сказал участник поисковой экспедиции «Вахта памяти», начальник археологического отдела «Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области» Станислав Коваленко.

Кости были найдены на небольшой глубине. Стрелковая позиция стала последним пристанищем в жизни японского бойца. В палатке рядом с найденными японскими останками лежат и четыре красноармейца. Их в 2012 году нашёл местный житель. Китаец упаковал находку в платиковый мешок и закопал в лесу. После этого всё и закрутилось. Два года ушло на согласования и разрешения провести в здешних лесах раскопки, чтобы обнаружить всех погибших красноармейцев.

«Это однозначно европеоиды, мужчины, взрослые. Один из европеоидных признаков – это узкий нос, нависающее надпереносье. Носовые кости миллиметров 5-6. И слёзные отростки верхней челюсти они как бы скруглены. Это типичный европеоидный», – сказал судебно-медицинский эксперт Амурского бюро судебно-медицинской экспертизы Роман Шульмин.

Двоим найденным приблизительно 25-27 лет. Двоим – больше 40. Доподлинно их имена неизвестны. Могила, которую и раскопал местный житель, ни на картах, ни в архивах не значится. Возможно их похоронили раньше всех и забыли указать место могилы.

«Конечно, здесь было время. После окончания боевых действий уже производилось захоронение. А было ли перезахоронение в дальнейшем, пока документов таких не обнаружено. Может быть и было. Но пока мы об этом не знаем», – отметил Владимир Федорук.

В одном из документов, которые перерыли поисковики в архивах, есть информация, что 84 погибших должны были перезахоронить в селе Гродеково. Но вот приказа о том, что это выполнено, нигде нет. Поэтому поисковики решили, что будут искать до тех пор, пока не найдут.

«Давайте исходить из очень простого – мы им должны. Можно называть это красиво, разными словами. Мы должны тем, кто здесь погиб, тем кто защищал нас. Это наш долг, и мы должны его выполнять. Они свой долг выполнили, теперь наш долг», – сказал Сергей Орлов.

 

 

Источник новости: http://www.amur.info/news/2015/05/29/94706