Амурчанка Ольга Орлова рассказывает, что раньше в деревнях жители собирались на скамейках и пели песни. Играл баянист, гармонист, остальные танцевали и запевали частушки. Песня «Маруся, раз, два, три, калина…» зазвучала, когда на берегах Амура появились украинцы.
«Всё-таки, приезжих здесь в определённые моменты было больше. И если учитывать, что Амурская область – это сельскохозяйственный регион, там периодически была нехватка населения», – рассказал кандидат исторических наук, заместитель генерального директора Хабаровского краевого музея Иван Крюков.
Переселенцам на Дальний Восток полагались льготы. Например, будущим сельским жителям давали дома или материалы для их постройки. А городских заселяли в квартиры, как сейчас говорят, барачного типа. «Мы когда приехали сюда, в Благовещенск, нас сразу поселили в барак. По Партизанской одноэтажные бараки – от Фрунзе до Ленина. Он новый, только подделанный. Топишь-топишь, а там холодно. А ребёночек – сестрёнка маленькая была. Я вот помню, на подушку её положу и качаю. Люльки-то не было», – поделился Николай Зеленов.
По самым скромным подсчётам историков, к 40-м годам прошлого века 60 процентов жителей Хабаровского края, куда входила Амурская область, составляли переселенцы: украинцы, белорусы, поляки, евреи. «Политика в отношении народов в Советском Союзе строилась не по принципу русский-нерусский. Она строилась по принципу – мы строим, взращиваем советского гражданина. А советский гражданин должен быть выше этих стереотипов», – отметил учитель истории благовещенской школы № 12 Евгений Смолин.
Выше стереотипов была и семья Одереевых. Они перебрались из Казахстана в Приамурье, когда Виктору Андреевичу было семь лет. «Вот здесь нам пришлось и смешно, и грешно. Накормили нас мёдом. Я его в жизни даже не видел и не ел. Такая прекрасная штука, что аж на животе сладость выступила, так мы много наелись. В первый раз в жизни», – поделился Виктор Одереев.
Сладостные воспоминания – редкие мгновения. В предвоенное время детство кончалось быстро. Ольга Тихоновна рассказывает, что в свои 10 лет уже считалась взрослой. «А денег-то не было. Жить-то нужно. В колхозах не платили, только трудодни.А трудодни никак не оплачивались. И вот посылали 10-летнюю девочку с двумя бидонами молока за семь километров, в Черемховский гарнизон. И вот я там торговала. Наторгую два-три рубля и семь километров обратно домой», – сказала Ольга Орлова. Так жили все её сверстники. В селе Богородское, где Ольга Орлова жила до войны, было сто домов, в каждом по три-четыре ребёнка. На плечах старших лежало всё домашнее хозяйство и воспитание младших. В 1941 году сестрёнке Ольги Тихоновны было полтора годика. «Привязывала её к черёмухе, которая в огороде росла. И вот 50 соток огорода -– жили-то за счёт только огородов. И вот я должна была одна обрабатывать этот огород: полоть, окучивать. А у меня росла черёмуха и колодец рядом, а она же могла упасть и утонуть. Поэтому верёвкой я её привязывала к ногам и к черёмухе», – рассказала Ольга Орлова.
Кстати, по данным статистики 40-х годов, в Приамурье девочек рождалось меньше мальчиков. Да и взрослое соотношение было не пользу прекрасного пола. На сто мужчин приходились 73 женщины. Но, несмотря на недостаток невест, ранних браков в предвоенное время почти не было. В основном свадьбы играли, когда девушке исполнялось 20 лет, а парню 23–24 года. А вот чего было много, так это разводов. В среднем каждый год 5 000 женщин пополняли ряды бывших жён. «Мы не можем говорить отдельно о Дальнем Востоке, не рассматривая весь Советский Союз. Всё что происходило в Советском Союзе, то происходило и на Дальнем Востоке», – отметил Иван Крюков.
А в стране формировался рабочий класс. И отличие Приамурья, от других регионов было только одно – молодость. В те времена большей части местных рабочих не исполнилось и 30 лет. «Работа в Амурской области носит сезонный характер. К примеру, та же золотодобыча. К примеру, человек может приехать на прииски – месяц-два поработать, а потом вернуться и пахать поле. Поэтому здесь точно не подсчитаешь. Вообще, по официальным данным, около 30 000 – 40 000 рабочих было в Амурской области. Крестьян, несомненно, больше», – сказал Евгений Смолин.
Если рабочих разбить на проценты, то получится, что большинство трудилось в промышленности. Чуть меньше – на транспорте и отраслях сельского хозяйства. В торговле и общественном питании – 11 % от общего числа. А 6 % работали на строительных объектах. Остальные 37 % являлись служащими. С высокой по меркам Союза зарплатой: если среднегодовая в стране была 3 900 рублей, то местные получали 5 369 рублей. Высокая зарплата была одной из «приманок» людей на Дальний Восток.
Продолжение 30 апреля…
Источник новости: http://www.amur.info/news/2015/04/29/93366