Участник Великой Отечественной войны и житель Тынды Алексей Терехов отметил 100-летний юбилей. В годы войны он служил на бронепоезде, в мирное время стал работать на железной дороге. У него родилось трое, семеро внуков и трое правнуков, сообщает газета «БАМ».
Алексей Никифорович Терехов перед войной окончил Шилкинское железнодорожное училище и был назначен помощником машиниста в паровозное депо станции Сретенск. После пройденных 30 тысяч километров пошёл на курсы машинистов и стал водить товарные и пассажирские составы по сретенской ветке до станций Карымская и Зиловская.
Фронтовая биография Алексея Никифоровича началась в августе 1941 года. Получив назначение на станцию Мациевскую, находящуюся вблизи границы с оккупированным японцами Китаем, Терехов под самым носом вражеской разведки по ночам без звука и света выводил составы с живой силой и техникой на помощь обороняющейся столице. Известно, что, трогаясь с места, паровоз пробуксовывает, и от трения колёс о рельсы возникают искры.
«Я подумал, что использовать воду для гашения искр нет смысла: её просто не хватит для обеспечения нормальной работы локомотива, – продолжает Алексей Никифорович. – Поэтому разработал несложный в изготовлении искрогаситель в виде канала-трубы, куда попадали искры при пробуксовке».
Годы войны прошли для старшего сержанта в постоянных поездках то на действующий фронт, то в Монголию, то к будущему театру военных действий – советско-японской границе. В 1945 году Терехов был назначен машинистом на один из четырёх бронепоездов. Это была ударная сила наших войск. 9 августа 1945 года Красная армия силами трёх фронтов развернула массированное наступление на японские позиции.
«Важную роль в выполнении планов командования сыграл наш 3-й отдельный эксплуатационный железнодорожный полк, – вспоминает фронтовик. – Японцы ожесточённо сопротивлялись, и участие в боях бронепоездов, один из которых вела моя паровозная бригада, сломило врага».
В 1946 году воин-железнодорожник демобилизовался с орденами Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией». Фронтовик вернулся в паровозное депо и женился на учительнице начальных классов Анне. У них родились два сына и дочь, потом появились семеро внуков и трое правнуков. В 2002 году супруги Тереховы переехали в Тынду. Анна Ефремовна ушла из жизни, а за Алексеем Никифоровичем заботливо ухаживают дети.
«Отец всегда был очень подвижным и трудолюбивым, – отмечает его дочь Татьяна Плотникова. – Когда жил в Забайкалье, ни минуты не сидел без дела: с паровоза – на сенокос, оттуда – на пасеку. Пчеловодство для него было любимым увлечением, мёдом угощал всех знакомых. Переехав на БАМ, восхищался, какие добрые здесь живут люди. Да и сам он – человек необычайной доброты».
Тындинские железнодорожники – частые гости в доме Терехова. Годы берут своё, зрение у ветерана сильно ухудшилось, но он узнаёт друзей по голосам.
«Алексей Никифорович – очень душевный человек. Несмотря на почтенный возраст, он сохранил бодрость духа, ясность памяти, – рассказывает председатель профсоюзного комитета эксплуатационного локомотивного депо Тында Владимир Пархомук. – Мы можем с ним, взявшись за руки, долго обсуждать паровозы, устройство которых он помнит в деталях. Пожалуй, я не встречал больше таких светлых и порядочных людей. Прожив 100 лет, пройдя через многие трудности, он остался человеком с большой буквы».
Источник новости: http://www.amur.info/news/2015/03/31/91898