“Простые вопросы”: Любовь Фазлиева, главный гримёр Амурского театра драмы

Ведущий — Артем Александров:

Здравствуйте, друзья! Сегодня, 27 марта, в Международный день театра, мы задаем «Простые вопросы» в театральной гримерной. Сегодня я в гостях у человека, чьи руки знает каждый артист нашего театра драмы, человека, без которого не обходится ни один спектакль. Это Любовь Фазлиева, главный гример.

– Люба, здравствуйте!

– Здравствуйте, Артём.

– Мы целый год уговаривали вас на интервью. Почему через год все-таки согласились? Что вас заставило согласиться?

– Ты и заставил, потому что замучил упросами. Добился своего!

– У вас очень «страшная» должность – заведующая гримерно-постижёрным цехом. Что входит в ваши обязанности?

– Приготовить актера, создать образ к спектаклю…

– Это когда он уже в костюме?

– Да, последние штрихи.

– Можно сказать «мастер по голове»?

– Лицо, голова.

– Давайте сейчас попробуем преобразить ведущего «Простых вопросов». Получится у нас? Что из меня вообще можно сделать? Какой образ будем создавать?

– Сейчас я приблизительно покажу, каким ты, может быть, будешь лет так через 50.

– Старичка.

– Старичка, да.

– Вообще, образов ведь много. Какой сложнее сделать – волосатый, лысый, старый, молодой?..

– Сложнее всего какие-то характерные гримы; портретные гримы очень сложно сделать. Но сейчас мы уже отошли от подобной практики, это было в давние, далекие времена. Портретный грим Ленина, Сталина…

– Самый интересный образ – это, наверное, лысый? Как его делают?

– Делать лысину – очень длительная и кропотливая работа. Бывают трикотажные накладки, бывают кожаные. Вообще, создание образа всегда начинается с нанесения грима на лицо.

– Интересно было бы узнать, как делают негра. Для этого есть какая-то краска?

– Есть специальные морилки, можно нанести обычный грим из нашей театральной палитры. Есть старый проверенный способ – жженая пробка. Поджигается пробка, запах на весь театр, почему-то как бы церковного ладана, и сажей мажем.

– То есть смотришь телевизор – там все негры жженой пробкой измазаны?

– Нет, необязательно. По телевизору – у них в Москве очень много всевозможных гримов, киношных и других. А мы, так как далеки от Москвы, пользуемся другим… Возвращаемся к твоему гриму. Не будем делать сложного. Раньше по Станиславскому мы прорисовывали морщинки, сначала коричневым, потом белым оттеняли, потом пудрили это всё… Сейчас у нас стал другой свет, раньше были лампы керосиновые, и мы всё упрощаем. Естественно, сначала наносим общий тон, но в нашем случае не сделаем этого, потому что время ограничено…

«Раньше мы работали по Станиславскому, прорисовывали морщинки, оттеняли, пудрили… Сейчас у нас стал другой свет, и мы всё упрощаем»    
 
 

– У вас вообще много париков?

– Порядка, наверное, 1 200 единиц.

– А есть у вас в театре какой-нибудь раритет?

– У меня есть…

– Парик XV века? Или какой-то другой, самый ценный для вас?

– Очень люблю один, так люблю длинные волосы. Этому рыжему парику уже около 20 лет, я его холю, лелею. И актрис наших я все время ругаю, когда они обрезают волосы. Еще один 1992 года, мы тогда выпускали «Беду от нежного сердца», это парик Анны Григорьевны Лаптевой. Сейчас уже спектакль не идет, но отрывки из него мы показываем в концертной программе. Она его очень обожает, и за все годы он перечёсывался всего два раза.

– Вы меня сейчас загримируете, никто не узнает, даже родные, мама, папа, братья, сестры. А к вам не обращались из всяких спецподразделений, спецагенты не приходили?

– Обращались.

– Гримировали, чтобы незаметно было?

– Да, было.

– …Если раньше было так, что всех актеров гримировал гример, в последнее время практически все актеры гримируются сами, за исключением молодежи, которая приезжает, и мы ищем вместе с ними грим. Я помогаю им, потом они сами всё это делают. Старые, мэтры, всё делают сами. За исключением, естественно, постижа, растительности – усы, брови.

– А давно работаете в театре?

– В этом году 22 декабря будет 25 лет, как я переступила порог этого здания.

– За 25 лет, я думаю, обязательно были какие-то казусные случаи, интересные истории. Например, что касается париков – может быть, кто-нибудь играл мужскую роль в женском парике? Или падал парик, усы отклеивались…

– Было такое, часто. Часто приходилось актеру додерживать свои усы пальцем; пока говорит, отскакивают… А за кулисами я всегда дежурю. (накладывая грим) А здесь у нас будут баки.

– Мне кажется, что я пил очень долго и плохо сейчас выгляжу.

– Глазки блестят, ну, я говорю, что это всё вырисовывается. Сейчас еще дорисую реснички…

– Ой, не могу так, я ведь не привык. А женщины ведь делают это каждый день! Каторга!

– Просто притушили блеск в глазах.

– А кто вам делает парики?

– Сама.

– Берете в парикмахерской волосы и…?

– Нет, в парикмахерской я никогда не беру. Мне приносят. Мы даем объявление, нам приносят. Недавно, сегодня, звонили опять, что принесут.

«Парики моют так же, как человеческую голову. У меня дорогие шампуни, профессиональные бальзамы. Лечение покупаю им»    
 
 

– Это, получается, у меня на голове и на лице сейчас будет чей-то чужой волос?

– Да. Но не пугайся, потому что прежде, чем он поступает в работу, я его замачиваю с хлорочкой, он вымокает…

– А вообще можно парики мыть, стирать?

– Конечно. Так же, как человеческую голову. Процесс, конечно, немного другой, а вообще шампунем, у меня дорогие шампуни, профессиональные бальзамы. Лечение покупаю им… (продолжая гримировать) А сейчас мы приступаем к самому неприятному – наклейке растительности.

– Почему неприятному?

– Потому что это клей, который стягивает кожу. Щиплет, если лицо недавно побрито. Мужчины у меня пищат, визжат. А еще перед тем, как наклеить, обязательно нужно обработать спиртом, протереть.

– Искусство требует жертв.

– Обезжириваем… (начинает наклеивать усы)

– Фу, гадость какая. А я говорить-то с ней могу?

– Естественно. Не только говорить, и пить, и курить…

– А если часто носить парик и часто менять грим, постиж, от этого свой волос не страдает?

– Волосы нет.

– А кожа? Наверное, она страдает, чувствую сейчас, как у меня всё горит.

– Кожа да. У нас на днях было два подряд спектакля, гримировала Леонида Щепёткина. И, мало того, он меняет два раза образ в спектакле. Сначала один, потом быстро снимаем, переклеиваемся на другой…

– Так это ведь больно – отдирать…

– Да, да. И всё это быстро. И, естественно, вечером у него было на лице жуткое раздражение. Даже у мужчины, у которых кожа, можно так сказать, дубовая. (завершает гримирование)

– Люба! Спасибо вам огромное за то, что вы сотворили со мной.

Друзья, спасибо за внимание! Сегодня «Простые вопросы» были в гостях у человека, без которого не обходится ни один спектакль в нашем театре драмы. Это Любовь Фазлиева.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/03/27/1262.html