“Простые вопросы”: Андрей Шевелев, победитель областного конкурса “Учитель года – 2009”

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Здравствуйте. Я представляю вам лучшего амурского учителя этого года, учителя географии и экономики школы села Чигири Андрея ШЕВЕЛЁВА.

– Андрей, здравствуйте.

– Здравствуйте.

– Поздравляю вас с победой, победой более чем убедительной. Ваши ученики рады? Как они отреагировали?

– Да. Меня в тот же день встретили в школе, интересно было. Дорожку красную постелили, включили гимн…

– Я смотрю на вас – и в жизни не скажешь, что вы учитель географии. Как минимум начинающий бизнесмен или клерк банка. Почему учитель, причем такого, казалось бы, несовременного, что ли, предмета (не обижайтесь) – географии.

– Не знаю, это еще с 1996 года – я поступал по контракту на целевое место на естественно-географический факультет. Потом мне пришлось отработать в Амурской школе Белогорского района три года по контракту. На год задержался, потом решил, что надо бросить школу. Приехал в Благовещенск искать работу. Работал месяц в речном училище, потом случайно мне посоветовали обратиться в Чигиринскую школу. Обстоятельства так сложились, что я пришел в нее работать, все-таки вернулся в профессию.

– Учитель – это сейчас ваша профессия?

– Наверное, да.

– А сколько вам лет?

– 29.

– Знаете, у нас в детстве было увлекательное занятие. Нам в гостиной раскладывали большую карту, политическую почему-то, наверное, потому что она была яркая. И мы с братом загадывали друг другу всякие острова, города и так далее. И ползали, искали, где же эти названия находятся. Естественно, попутно изучали, кто с кем граничит, что за страны; открывали для себя какие-то удивительные названия типа Буркина-Фасо, хотелось почитать об этом… А у вас откуда эта любовь? Как вам вдруг стало интересно?

– Наверное, еще со школы. Просто интересен сам предмет, интересно знать, где какое государство, какие столицы. Интересно знать, какие люди там живут, расовый состав. Интересно даже, почему негров мы называем африканцами, или афроамериканцы, афрорусские и так далее. Это всё интересно. Любой предмет подразумевает какой-то интерес.

– А как вы своим ученикам стараетесь привить этот интерес? На какую кнопку нужно надавить, чтобы ваш ученик заинтересовался этим предметом?

– Надо увлечь. Увлечь какими-то новыми формами. Сейчас, допустим, есть различные инновационные решения в осуществлении образовательного процесса. Мультимедиа появилось. Наглядность всегда была интересна детям. Либо на словах и пальцах объяснять и по карте указкой тыкать, либо вы объясняете с изображениями. Сейчас вот интерактивная доска появилась, им очень интересно работать с доской. Есть специально разработанное программное обеспечение по предметам, в том числе по географии, когда они могут, допустим, из разбросанных пазлов составить карту Европы. Очень интересно – выходят к доске и пером передвигают очертания стран, расставляя в нужном положении. Главное – заинтересовать какой-то загадкой, может быть, проблемной ситуацией. Очень много методов и приемов, которыми можно заинтересовать ученика в изучении предмета.

«Задача учителя – приблизить ученика к той реальности, которая ждет его за стенами школы»    
 
 

– Андрей, скажите, а что вами движет в профессии? Любовь к предмету, или это возможность карьерного роста – молодой мужчина, может быть, директором школы станете? Или что ещё?

– Директором, честно говоря, я не хочу стать, потому что это очень сложно, нужно себя полностью посвятить этой профессии, школе. А у меня пока есть семья, о которой я больше всего задумываюсь. Жена, сын, недавно родилась дочь. А вообще, движет, наверное, озабоченность тем, какие сегодня дети выходят из школы. Зачастую им самим неинтересно учиться, им неинтересно то, что будет с ними дальше, и задача учителя – показать, приблизить к той реальности, которая ждет ученика за стенами школы. Что его ждет в будущем в жизни, в социуме, обществе.

– А почему так происходит? Почему дети такие, как вы говорите – видите их не первый год, раз это уже наблюдение? Вроде бы учат нормально, нормальные люди, нормальным вещам. Почему происходит, что они какие-то недоученные?

– Не то что они недоученные, они вполне образованные люди. Просто, когда они обучаются в школе, им неинтересно то, что сейчас, допустим, в стране творится. Они не смотрят телевизор, они зачастую заняты компьютером либо какими-то своими проблемами. Я считаю, что это не вина школы целиком и полностью. В этом и некая «заслуга» родителей, которым иногда некогда заниматься своими детьми, заслуга общества; заслуга средств массовой информации, которые не могут заинтересовать ученика, ребенка позитивом в жизни страны, в жизни того общества, где им придется жить потом. Очень часто за ребят решают родители. Как это и со мной происходило.

– Вы ощутили какую-то ревность со стороны коллег, или вас поддерживали?

– Нет. Все счастливы, все довольны. Ревности не наблюдается, потому что, я думаю, все прекрасно понимают, что это очень сложно, не каждый может себя подвигнуть на такой шаг.

– Следующий этап в Москве, там в сентябре состоится российский конкурс «Учитель года». Что вы туда повезете? Есть ли уже план или тема урока?

– Нет, темы нет, потому что она будет соответствовать плану того учебного заведения, где будет проходить конкурс. Повезу я географию с региональным компонентом и, возможно, с элементами экономики.

– Вам как лучшему учителю области этого года приз, поездку в какие-нибудь дальние страны по вашему профилю, деньги на осуществление чего-то дали?

– Да, была премия в несколько окладов, 19 700, по-моему, от министерства образования. Грамоту мне дали. Ну, и пеликан из наших амурских минералов. За 1-е, 2-е, 3-е места дали ноутбуки. Премия была от фонда «Талантливая молодежь».

– Скажите как профессионал, какое место самое удивительное на Земле? Или еще не открытое. Есть еще неисследованные места?

– Неисследованных мест нет, если только брать какие-нибудь глубины океана с теим животными, которые там обитают… Наверное, самое удивительное место – это то, где ты хочешь побывать. То место, где ты еще не был. У каждого человека оно свое, индивидуальное.

«У нас в школе очень много детей, которые воспитываются матерями-одиночками. Кто им еще даст, объяснит, как нужно делать, как нужно жить, с мужской стороны, с мужской позиции?»    
 
 

– У вас это что?

– Не знаю. Честно говоря, даже не задумывался об этом. Интересно везде, в принципе, побывать.

– Вы уникум. Вы – учитель-мужчина. Это редкое явление. На ваш взгляд, отличаются ли женский подход к преподаванию предметов, воспитанию детей, и мужской? И что делать, чтобы было всем хорошо?

– Что делать, наверное, я не смогу вам ответить. Это не в моей компетенции. Но у нас в школе из сорока с лишним преподавателей восемь мужчин.

– Вашей школе повезло.

– Да, очень. Это заслуга директора Сумароковой Тамары Борисовны, которая, так или иначе, всячески пытается поддерживать, привлекать мужчин в школу.

– Нужно ли это делать? Отличается ли взгляд мужчины-учителя и женщины?

– Конечно, нужно. Я уже говорил, по-моему, в интервью «Амурской правде», что школа без мужчины – это как неполная семья. То есть женское воспитание даже в семье идет своё, мужское воспитание абсолютно другое. У нас очень много детей в школе, которые воспитываются матерями-одиночками. Кто им еще даст, объяснит, как нужно что-то делать, как нужно жить, с мужской стороны, с мужской позиции, что должен делать тот же парень, какие обязанности у него есть, что он должен выполнять, что нужно жить? Зачастую мать не может этого дать.

– А вам приходится беседовать со своими учениками «за жизнь», что называется?

– Нередко.

– Вы не собираетесь бросать школу в ближайшие сколько-нибудь лет?

– Думаю, пока нет.

– В этой профессии будете работать.

– Да, пока.

– Я желаю вам удачи на всероссийском конкурсе в сентябре. Никогда еще мы не привозили оттуда первое место. Я надеюсь, что, может быть, вам это удастся. Я вам этого от души желаю.

– Спасибо за доверие.

– Сегодня у меня в гостях был победитель конкурса «Учитель года – 2009» в Амурской области, учитель географии и экономики школы села Чигири Андрей Шевелёв.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/03/25/1260.html