“Простые вопросы”: Владимир Чистов, экс-прокурор Амурской области

Ведущий — Александр Ярошенко:

Сегодня гость «Простых вопросов» – бывший прокурор Амурской области Владимир ЧИСТОВ.

– Владимир Тимофеевич, как и почему пришло решение уйти в отставку в канун новогодних праздников?

– Было несколько причин. Действительно, я подал рапорт об увольнении в отставку по выслуге лет. Это добровольное решение, но оно было обусловлено несколькими причинами. Прежде всего, на мой взгляд, это мое несогласие с решениями и действиями вышестоящего руководства. Второе – желание сменить трудовую деятельность и еще поработать на благо государства. И третье – я долго думал перед тем, как принять это решение. Тем не менее, последние три месяца дались мне очень тяжело как руководителю прокуратуры, поскольку проверки, которые были организованы в прокуратуре Амурской области, выбили из колеи весь коллектив.

«Решение об уходе было добровольным и оно было обусловлено несколькими причинами»    
 
 

– Из этих трех причин первой вы назвали свое несогласие. Можно об этом несколько поподробнее? В чем и с кем вы были несогласны?

– За последние два года прокуратуру проверяли несколько раз. Причем, проверки были систематическими и комплексными. Только в прошлом году дважды проводили проверки большими силами за 20 человек, по нескольку недель, по всем направлениям деятельности. Вообще, в практике такие проверки проводятся, я так думаю, не реже одного раза в пять лет. Поэтому эти проверки выявляли некоторые…

– Не были нужны, на ваш взгляд? Надуманные в чем-то?

– Под видом оказания практической помощи была организована первая проверка. Хотя, в общем-то, они были связаны с конкретными обращениями бывшего губернатора Амурской области.

– Эти проверки инициированы им?

– Да, по его конкретным заявлениям и жалобам.

– Если даже прокурор области в какой-то степени не может противостоять просьбам и жалобам высоких чиновников, что уж тогда говорить о рядовых гражданах…

– Возможно, и так – я был участником событий, но не их причиной.

– Минувший год был громким – было много уголовных дел по всем этим полетам во сне и наяву. Понятно, следственный комитет работал, но не было слышно голоса прокурора Амурской области. Вы можете сказать, что разделили функции и так далее, но прокурор всегда остается прокурором. Я, как обыватель, не слышал вас по этому поводу.

– Но, тем не менее, мы активно работали по надзору за расследованием этих уголовных дел на первоначальной стадии расследования. А когда уголовные дела были переданы в производство, в отдел по Дальневосточному федеральному округу, то, естественно, и надзорные функции вместе с этим были переданы туда на уровне заместителя генерального прокурора. И с этого момента, момента передачи уголовных дел, можно сказать, прокуратура Амурской области наблюдала со стороны.

– Есть ли какие-то дела, инициированные вами, которые вызывают человеческое сожаление в силу их, может быть, незавершенности или в чем-то вы разочарованы?

– Начиная с сентября 2007 года, когда прокурор был лишен функций по возбуждению уголовных дел и основная масса его полномочий была передана руководителям следственных подразделений в милиции, в органах федеральной службы безопасности и в следственном комитете. Теперь руководители следственных подразделений выполняют массу полномочий. Естественно, у прокурора остались полномочия по утверждению обвинительного заключения и поддержания обвинения в суде. Для меня серьезные, глобальные изменения полномочий прокурора тоже явились одной из причин, по которой я принял решение об уходе в отставку.

«Прокурор никогда не бывает правым»    
 
 

– Вас это не устроило как профессионала?

– Никак не устраивало. И сейчас не устраивает.

– Владимир Тимофеевич, что вы можете сказать о своем трудоустройстве? У вас богатый жизненный и профессиональный опыт, который наверняка найдет себе применение.

– Предварительно поступили предложения о переходе на работу в правительство Амурской области. Пока не знаю, на какую должность, но сейчас идет формирование пенсионного отдела. В самом ближайшем будущем я подам заявление и другие необходимые документы для устройства в правительство Амурской области.

– Вас не смущает переход в правительство? Ведь предыдущая команда губернатора сделала очень многое для того, чтобы утратить кредит доверия власти среди населения, чего уж тут греха таить. Все эти кабинеты, полеты – все это мы знаем и понимаем. Наверное, нынешнему губернатору очень сложно будет вернуть этот кредит доверия – очень хрупкую вещь, кстати. Вас не смущает то, что приходится в такое время идти в эту команду?

– Нет, не смущает. Более того, я скажу, что своими знаниями и жизненным опытом я смогу помочь восстановить это доверие.

– Зачитываю витиеватый вопрос с форума ИА «Амур.инфо». Человек, задавший этот вопрос, подписался незатейливо – Умный. Я бы в жизни не додумался до такого вопроса. «У меня сложилось впечатление, – пишет пользователь, – что все эти дела с колесовской командой – это такая многоходовка по приведению к власти господина Кожемяко, ведь он был одним из кандидатов вместо Короткова. Ну а приглашение в администрацию – оплата за услуги». Что вы можете сказать по этому поводу?

– Да нет… может быть, кто-то и думает так, но на самом деле решение о переходе в правительство было принято в самые последние дни перед Новым годом. А решение об увольнении у меня созрело еще несколько месяцев назад.

– Я слышал такое мнение одного чиновника довольно-таки высокого ранга: «Я не могу понять этого человека, который пересел в “Волгу”, который ныряет в прорубь». Как-то он до сих пор не может его понять. А ваш Кожемяко, какой он?

– Доступный, понятный человек, который держит свои обещания. Если он сказал, значит, он сделает.

– За каждым делом стоит человек, его судьба, его жизнь, в конце концов. У вас бывали бессонные ночи или часы сомнений, когда вы думали, сомневались?

– Постоянно сомневался, потому что прокурор никогда не бывает правым. Так или иначе, волей или неволей он принимает волю или мнение одной из сторон. И всегда – во всяком случае, меня – грызет червь сомнения. Абсолютной истины как таковой не бывает.

– Вы никогда не были уверены на сто процентов?

– Бывали моменты, когда я был уверен, но это было редко. В основном, всегда сомневался.

«Мне нравится Благовещенск и я не хочу отсюда уезжать»    
 
 

– Говорят, что вы не хотите уезжать из Благовещенска, и что этот город остался зарубкой на вашем сердце. Если это так, то почему?

– Мне нравится город. Здесь – моя семья, мои дети. Действительно, были предложения о переезде на работу в Хабаровск, но я отказался.

– Из Благовещенска не хотите уезжать?

– Нет.

– Как вы встретили минувший Новый год, осознавая то, что ваш мундир уже висит в шкафу, как история? За что вы поднимали тост?

– (смеется) А я дома просидел весь Новый год. Единственное, вышел посмотреть салют, который был на площади – изумительное по красоте зрелище. После этого вернулся домой и посмотрел телевизор.

– А тост за что поднимали?

– Я не поднимал тост.

– А ваши близкие?

– Мои близкие были далеко, в Екатеринбурге, а я был дома один.

– Вы в одиночестве встречали Новый год? Президента слушали или не хотелось?

– Слушал, конечно. Хотелось уехать, встретить Новый год с семьей, но не получилось, потому что 30 декабря был подписан акт приема-передачи дел в прокуратуре. Я просто не успел.

Сегодня на простые вопросы отвечал экс-прокурор Амурской области Владимир Тимофеевич Чистов.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/01/15/1207.html