“Простые вопросы”: Виктор Хахин, депутат Заксобрания от фракции «Единая Россия» и Константин Бенцель, гендиректор компании-автодилера «Форсаж»

Ведущий — Павел Савинкин:

Уже несколько дней автомобилисты всей страны живут по новым пошлинам. Не смотря на то, что указ премьера уже действует, страсти вокруг этого вопроса не возникают. Продолжим эту тему и мы. Сегодня в нашей студии защитник отечественного автопрома, депутат областного Законодательного собрания Виктор ХАХИН от фракции «Единая Россия» и его оппонент, последовательный распространитель в России японского автомобильного секонд-хенда Константин БЕНЦЕЛЬ.

– Виктор Владимирович, вы ездите на отечественных «Жигулях» по идейным соображениям, по причине отсутствия средств на иномарку или по какой-то другой причине?

– В.Х.: По всем соображениям. Машину я приобрел в 2000 году. Я довольно-таки посредственный водитель – то в столб въеду, то еще что-нибудь, поэтому отечественное авто выгоднее с точки зрения ремонта. На «японку» одна фара стоит столько, что на эти же деньги можно купить «Запорожец». И потом, я достаточно нетребовательный автолюбитель, поэтому я не езжу в дальние страны, катаюсь в основном по городу, ну, в Свободный еще могу съездить. Из всех этих соображений я и езжу на отечественном авто.

«Можно быть патриотом и ездить на японском автомобиле»    
 
 

– Константин Геннадьевич, как можно обретаясь в России, являясь плотью от ее плоти, не быть патриотом и заваливать просторы Родины японским – не скажу «автохламом», – но все-таки автосеконд-хэндом?

– К.Б.: Можно быть патриотом и ездить на японском автомобиле. Патриотические чувства никак не пересекаются с понятиями комфорта. Человек приобретает японский автомобиль, пусть и подержанный, рассчитывая на качество и комфорт. До сегодняшнего дня цена на японские машины была более-менее доступной. Потребитель сам выбирает, какие автомобили ему по душе.

– Вы, когда садитесь за руль «Жигулей», не испытываете патриотических чувств. Вы просто ездите на том автомобиле, который вас устраивает, и не более того.

– В.Х.: Да, я езжу на нем, потому что он меня устраивает. Но патриотические чувства… В данной ситуации я выступаю все-таки за то, что надо спасать наш автопром, спасать несколько сот тысяч людей, которым нужно кормить свои семьи.

– Секунду! Каким образом будет достигаться это спасение? Путем лишения работы всех тех, кто зарабатывает на японском автобизнесе?

– В.Х.: Бизнес устремляется туда, где есть хорошие нормы прибыли и поэтому ребята, которые гоняют машины (глубоко их уважаю) насытили рынок во время голода, когда великим счастьем для каждого было получить японский автомобиль. У меня даже цифры есть: в области на учете стоит 222 000 легковых автомобилей, 108 000 из них – иностранного производства. 20 лет назад этого не было. Помните, была похожая ситуация – когда в Россию начали ввозить спирт Royal и непонятно что из Китая. Насытили рынок. Но после этого надо как-то защищать отечественного производителя.

– Константин Геннадьевич, озвучьте вашу позицию.

– К.Б.: В 2005 году процент ввоза подержанных автомобилей составил 18 %. В 2006 году – 12 %, в 2007 году – 13 %, и в 2008 году – 11 %.

– О чем говорят эти цифры?

– К.Б.: Они говорят о том, что в процентном соотношении снижается ввоз подержанных автомобилей в страну. Цифры несколько иные. Ввоз в страну абсолютно новых автомобилей официальными дилерами. Цифры: в 2005 году – 27 %, в 2006 году – 40 %, в 2007 году – 44 %, в 2008 году, по прогнозу, 55 %.

– Скажем, если бы вы были премьер-министром, что бы вы сделали для оздоровления экономики и – более узко – автопрома?

– К.Б.: Во-первых, не повышать пошлины, чтобы у нашего автопрома была здоровая конкуренция. Во-вторых, ввести пошлины на новые машины.

«Ввоз подержанных автомобилей в Россию в последнее время ощутимо снижается»    
 
 

– Не могу при этом не сказать вот что: ни один руководитель государства (здесь я поддержу Виктора Владимировича) не будет не бороться за своего производителя. За примером не надо ходить далеко – вот Китай, который запрещает ввоз японских автомобилей и выпускает свои машины.

– К.Б.: Действительно, Китай запретил ввоз автомобилей иностранного производства. При этом он запрещает заградительные пошлины на новые автомобили. Поэтому в Китае растет число сборочных производств по сборке абсолютно новых автомобилей. Соответственно, стоимость этих автомобилей в Китае в разы меньше, чем стоимость такого же автомобиля, собранного в России. Подняли пошлины на автомобили, бывшие в употреблении, скажем, более трех и до пяти лет; ввели заградительные пошлины на автомобили старше пяти лет – то есть ввозить их абсолютно невыгодно.

– Не говоря уже о конструкторах.

– К.Б.: Да, конструкторы уже отошли. В общем, получается, что правительство не стимулирует введением пошлин строительство новых сборочных заводов в России.

– В.Х.: Такие большие производства, как производство автомобилей, должны поддержаны государством в том числе и когда создаются производства по сборке. В свое время «Автоваз» был куплен у «Фиата», «ГАЗ» был куплен у «Форда», «Москвич» – это трофейный завод «Опеля» и так далее. Поэтому я считаю: в данной ситуации нужно не просто ограничивать пошлины, нужно дать преференции для ввоза новых технологий, новых производств. Допустим, даже и у нас в области можно такое производство организовать на базе Шимановского завода дорожно-строительных машин. По-моему, собирались собирать «Жигули». Но «Жигули», в принципе, и так у нас в Тольятти хорошо собирают. То есть, площади есть.

– Мне понравилось, что «хорошо собирают».

– В.Х.: Люди есть, площади есть, рынок – потребность в автомобилях есть. Давайте закупим у той же «Тойоты» или у кого-то еще. Здесь проявится позиция правительства. Сказав «А», надо говорить и «Б». Давайте собирать свои автомобили здесь, давайте дадим кусок хлеба своим рабочим.

– Константин Геннадьевич, каким образом повышение пошлин ударит по вашему бизнесу? Наверняка вы делали какие-то экономические подсчеты.

– К.Б.: Наш бизнес напрямую зависит от повышения пошлин. Сократится потребление (спрос) на машины в силу их большой стоимости.

«В условиях кризиса нам надо защищать свой рынок и свое производство»    
 
 

– Повысится ли в связи с этим спрос на автомобили отечественного производства?

– К.Б.: В какой-то степени повысится, но не так сильно. Потому что все-таки граждане, ездившие на японских машинах, особенно дальневосточники, с нежеланием пересядут на российские автомобили.

– Виктор Владимирович, вы согласны?

– В.Х.: Нет.

– А киваете.

– В.Х.: Я просто фиксирую. Я понимаю позицию, я могу ее уважать, но я не согласен по следующим основаниям: у граждан забрали право кормить работников японских автомобильных свалок. Когда все это начиналось, мой приятель со своим приятелем сошли с парохода, у них было по 70 долларов командировочных, и купили вполне приличную «Тойоту». Сейчас японцы задрали цену и вместо того, чтобы тратиться на утилизацию, делают на этом неплохой бизнес.

– Молодцы.

– К.Б.: Поэтому, если уж так говорить, надо давить не только на свое правительство, надо и для японского премьера написать письмо! Или даже императору написать, мол, уважаемый, если вы себя будете так дальше вести, мы у вас ничего больше не будем покупать. Вместо Фудзиямы у вас будет в каждом районе по автомобильной свалке.

– Я боюсь, что они тоже скажут, что мы не будем продавать. Тогда волнения будут значительно сильнее, чем у нас были во Владивостоке.

– В.Х.: Ну и что? Пусть меньше производят, пусть утилизируют, пусть устраивают гигантские свалки. Они тоже хорошо устроились. Поэтому я считаю, что мы поддерживаем даже не японский автопром, мы поддерживаем японские автомобильные свалки. Работников и владельцев этих свалок.

– К.Б.: Что касается работников и владельцев этих свалок, то если мы не будем покупать автомобили, работы у них станет еще больше, правильно? У них же автомобили будут проходить утилизацию, соответственно, нужно будет создавать дополнительные рабочие места.

– Тем самым мы будем потворствовать росту японского капитализма?

– К.Б.: Что касается утилизации, в этом сегменте рынка у них пойдет рост.

– Виктор Владимирович, по-моему, вы не обратили внимания на то, что Константин Геннадьевич сказал, что с каждым годом ввозится все меньше старых японских автомобилей. Везут все больше новых.

– В.Х.: Так зачем их ввозить? Давайте здесь создавать заводы по производству хотя бы, для начала, по отверточной технологии а потом все больше и больше вводить местных комплектующих.

– Виктор Владимирович, вы не боитесь, что в следующие выборы ваша нынешняя позиция отвратит ваших потенциальных избирателей?

– В.Х.: Нельзя быть хорошим для всех. Есть люди, которые говорят: «Выбирайте меня, я решу все ваши проблемы». Автомобильному бизнесу я говорю «да». Сейчас ситуация такая, кризис – не мы его устроили. Мы должны защитить свой рынок, защитить своих людей. Да, у нас здесь, на Дальнем Востоке, нет сборочных автомобильных производств. Но мы – единая страна, один рынок, поэтому в этой ситуации в условиях кризиса нам надо защищать свой рынок. Как это делает Китай, Соединенные Штаты Америки.

«Надо выпускать машины здесь и создавать рабочие места своим людям, а не работникам японских автомобильных свалок»    
 
 

– Указ подписан, начали действовать новые пошлины, мы уже живем по новым правилам. Вопрос только в том, к чему все это приведет. Пройдет время, и мы об этом узнаем. Вы согласны?

– К.Б.: Конечно.

– В.Х.: Хорошо, если это приведет к развитию нашего автопрома. Закупим несколько производств и будем выпускать машины здесь и создадим рабочие места своим людям, а не работникам японских автомобильных свалок.

– Хорошо бы, чтобы хорошо жили и те, и другие. И те, кому нравится японские автомобили, выпущенные в Японии, и те, кому нравятся японские автомобили, выпущенные на Российской территории, а также те самые «Жигули», которые выпускаются на нашей территории.

У нас в гостях были депутат Законодательного собрания Виктор Хахин и генеральный директор компании, занимающейся ввозом японских автомобилей в Россию Константин Бенцель. Мне, кстати, очень понравилось, что мы не использовали стаканы для того, чтобы плескать в друг друга водой.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2009/01/14/1206.html