Ведущий — Павел Савинкин:
Наболевшая, не побоюсь сказать, кровоточащая тема – повышение пошлин на иномарки. Общество расколото на три части: на тех, кто протестует против повышения пошлин; на протестующих против протестующих – рассказы о митингах рабочих отечественного автопрома обошли все средства массовой информации, – и на тех, кто махнул рукой. Сегодня в студии «Простых вопросов» представитель отечественного автопрома – генеральный директор ОАО «Амурлада» Николай ТЫМЧЕНКО.
– Николай Михайлович, скажите прямо, как на духу – вы поддерживаете действия нашего правительства?
– В принципе, да. Но это маленько запоздавшая тема. Дальневосточный рынок потерян для отечественного автопрома еще с 1993 года. Откровенно потерян.
– В чем потерян и почему?
– Началась перестройка, реформы. Отечественный автопром, который сам еле-еле дышал, не имел возможности поставлять те автомобили сюда за те цены, которые ложились на железную дорогу. С 1993 по 1999 годы до открытия УРП (управления региональных поставок) от Тольяттинского завода сюда, в Амурскую область, нами было поставлено всего 2 400 автомобилей.
«Дальневосточный рынок потерян для отечественного автопрома еще с 1993 года» | |||
– Получается, вы их перевозили за свой счет?
– Да. На сегодняшний день по всей России цена одинакова, то есть у нас автомобиль стоит столько же, сколько в Тольятти. Разницы никакой нет.
– Почему Правительство устами Путина заявляет, что расходы на наши автомобили будут возложены на Российские железные дороги?
– Из-за дороговизны железнодорожных тарифов «Автоваз» осуществляет поставку машин автовозами, минуя железнодорожный транспорт. Всегда считалось, что автомобильный транспорт – самый дорогой транспорт, но на сегодня вплоть до Иркутска автомобили доставляются автовозами.
– Странно это слышать от человека, представляющего отечественный автопром. По идее, вы должны потирать руки и говорить: «Вот сейчас нам пойдут инвестиции, сейчас нам дадут налоговые льготы». Будет это или нет?
– Мы абсолютно не ждем послаблений в налогах. Мы не ждем и того, что сейчас пойдет хорошая реализация отечественных автомобилей. За счет железнодорожных тарифов цена должна быть снижена. На сегодняшний день население дезинформировано – люди думают, что 50 тысяч уберется от цены автомобиля. Но этого не будет. Говорят, приобретайте автомобили в 2009 году – как можно этому верить? Нет ни одного распоряжения ни по банкам, ни по кредитованию. Я боюсь, что наши банки в целях компенсации своих возможных потерь просто взвинтят кредитные ставки.
– Мы еще успели сказать о том, что эти действия Правительства несколько запоздали. Начнем с того, правомерны ли они вообще, и в чем именно запоздали эти действия?
– Действия запоздали в том, что нужно было еще давно поддерживать своего производителя. Когда началась перестройка, всем стало не до нашей промышленности. Она становилась все хуже и хуже. В те времена, слава богу, выжил «Автоваз», и по сей день живет. По количеству выпущенных и проданных автомобилей он работает стабильно. Даже прошлый, 2007 год был самым результативным. Было реализовано больше миллиона автомобилей сборки Волжского автомобильного завода. Сейчас для того, чтобы изобрести и сделать новый автомобиль, только на разработку и проектирование уходит порядка 1,5 миллиарда долларов. У завода таких денег нет. Мы пользуемся тем, что производим. «Классика» – древний автомобиль, но практически больше 35 % покупают именно его. Волжский автозавод выжил и начал выпускать «калины», «приоры». Это, будем говорить, тоже немного запоздалая мера, но тем не менее, на сегодняшний день «калины» и «приоры» оснащены АБС, климат-системой, подогревом сидений, парктроником – все, что есть на иномарках, есть и на отечественных автомобилях.
– Все есть, только сделаны они у нас!
– Конечно, мы припоздали в отношении японского автопрома. На сегодняшний день мы играем в догонялки. Цена нового отечественного автомобиля находится в пределах 10 000 – 12 000 долларов. Иномарку за такую цену вы практически нигде не возьмете. В России освоен выпуск «фордов», у них тоже своя цена. Максимальная цена «лады» 330 000 рублей, а «форд» делает машины в такой же комплектации, и даже хуже, но их цена – больше 500 000 рублей.
– Наверное, об этом мне нельзя говорить вслух, но качество оставляет желать лучшего?
– Мы этого не отрицаем. Но тут вопрос в чем: соотношение цена – качество. За маленькую цену ничего хорошего никогда не купишь.
– При этом оппоненты скажут: «Лучше взять японский автомобиль пятилетней давности – он будет лучше по качеству, чем, увы, отечественная машина».
– Я уже сказал: цена – качество. Оно все и определяет. То, что подержанная японка лучше – вопросов нет. Японцам выгоднее сбросить свои автомобили в третьи страны, лишь бы не утилизировать их у себя – не нести затраты на утилизацию и не портить свою экологию. Скажу откровенно, мне жалко тех людей, которые занимаются поставкой и реализацией японских автомобилей. Почему? Потому что при повышении пошлин, естественно, упадет торговля – это раз. Раз падает торговля, значит, людям и их семьям станет не на что существовать – это два. Для того, чтобы выжить в эти времена, людям нужно создавать рабочие места – а об этом никто не подумал. Нужно было создавать учебные комбинаты, чтобы люди обучались и приобретали профессию. Ведь те, кто начал заниматься перегоном и продажей машин с 1993 года – люди, не имеющие профессии. Их нужно учить для того, чтобы привлечь куда-то, допустим, в промышленность. Если она будет создана. Но этим абсолютно никто не занимается. Бастуют из-за чего? Из-за того, что люди теряют свои рабочие места.
«Хотелось бы верить, что правительство поддержит российский автопром не просто на словах, но и на деле» | |||
– Николай Михайлович, сколько человек работает на вашем предприятии? Если бы не было мер, которые будут введены нашим правительством, что бы произошло с вашим коллективом?
– Мы настроены решительно, мы будем продолжать работать. Это касается не только продажи автомобилей, но и продажи запасных частей к этим автомобилям, и гарантийное обслуживание. Мы планируем выжить тем коллективом, который работает сейчас. В 2009 году не будем делать больших сокращений.
– Подводя итог нашему разговору, хочу спросить – вы скептически относитесь к действиям правительства?
– Ну почему скептически. Просто хотелось бы верить, что это так и было, чтобы действительно поддержали наш, российский автопром не просто на словах, а на деле.
– Чтобы это было экономически выверено и все равно было выгодно нашему народу, наверное, так?
– Естественно.
– На чем вы ездите?
– Личный автомобиль – «Лада» десятой модели.
– Почему? Потому что в обслуживании дешевле?
– Может быть, и так. Я бы не сказал, что это плохой автомобиль – расход топлива минимален, зимой в машине тепло и хорошо, на морозе заводится прекрасно. А что еще надо?
– Я не ждал от вас такой откровенности. Желаю процветания вашему коллективу и дай бог, чтобы все в нашей стране «устаканилось».
У нас в гостях был генеральный директор ОАО «Амурлада» Николай Тымченко.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/12/26/1197.html