“Простые вопросы”: Евгения Сафонова, туристка, очевидец событий на таможне г.Хэйхэ 1 декабря

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Китай – популярное место отдыха и покупок у благовещенцев. Уехать за границу для нас – это пара пустяков: купил билет, полчаса и ты уже на той стороне. Но недавно наши соотечественники оказались в Китае, причем на несколько дней и не по своей воле без денег, еды и с неясной перспективой, когда же они попадут домой. Одна из таких туристок, Евгения САФОНОВА, сегодня гость «Простых вопросов».

– Сейчас пумы ходят тяжело. Как Вы все-таки решились на поездку в Китай в такое трудное ледовое время? Вы предполагали, что все может случиться именно так?

– Нет, я не предполагала, что все может так случиться, потому что я достаточно часто езжу в Китай, практически каждый год я езжу на пумах. Но такой ситуации никогда не было и я думала, что ее просто не может быть.

– Сколько времени Вы пробыли в Китае?

– Я была вынуждена была пробыть там три дня. Хотя ехала на один день, буквально туда и обратно.

«Я часто езжу в Китай, и не предполагала, что все может так случиться»    
 
 

– Вы даже ночевать там не собирались?

– Нет, я ехала исключительно за одной вещью, думала, куплю – и сразу назад.

– Эти события происходили 30 ноября, 1, 2 декабря?

– Да.

– Вот Вы пришли на китайскую таможню. Как Вы узнали, что не попадете на транспортное средство, которое могло вернуть Вас домой?

– Когда мы подошли к таможне, там стояла огромная очередь. Нас просто-напросто не запускали на таможню. Причины этого никто не знал; люди стояли и ждали, когда их запустят в здание. Я начала звонить всем знакомым, которые в тот момент были в Китае. Мне объяснили, что наши пумы не ходят. Никаких объяснений причин, просто не пускают на таможню. Люди очень замерзли, сказалось напряжение, злость, нервотрепка, все торопятся, ведь всем в понедельник нужно выходить на работу. Потом, около 14 часов, китайцы запустили в здание небольшую группу, человек 50. Остальные так и остались на улице. Люди вели себя очень нецивилизованно, случались драки…

– Значит, это правда – что были ругань, драки?

– Да, все это было. Это было ужасное безобразие… но людей можно понять… Мы простояли почти до закрытия таможни, нас туда так и не запустили. Объяснений не было никаких.

– Китайские власти ничего не объясняли?

– Абсолютно ничего.

– Российских представителей тоже не было?

– Нет.

– И объяснять никто никому не стал?

– Когда люди начали возмущаться, спрашивать у китайских таможенников, чтобы они позвали «капитана», который объяснит ситуацию, нас просто отталкивали.

«Люди несколько часов стояли на улице. Объяснений не было никаких»    
 
 

– Представители «АмурАССО» утверждают, что пумы все-таки приезжали, но на берегу не было туристов. Что Вы скажете?

– Я никого не хочу обвинять во лжи. Туристов было очень много, возможно, китайцы их просто не выпускали по какой-то причине. Но лично я не слышала звука пум. В понедельник – я точно знаю – «Скат» стоял, ждал наших туристов, а китайцы нас не выпустили – это было; а в воскресенье судов на воздушной подушке не было.

– Как Вы пытались помочь себе сами? Насколько я знаю, в здании нашей таможни есть номера телефонов и информация о том, что если с туристом что-то происходит на территории Китая, то можно позвонить по указанным телефонам – звоните, мы решим все ваши вопросы. Вы звонили?

– Звонили.

– И что же?

– Ничего. Нам никто не ответил.

– Многие из оставшихся на той стороне были без денег, потому что у них не было планов оставаться в Китае ночевать. Что вы делали? Я знаю, что многие ночевали в холлах гостиниц, в коридорах. Это правда?

– Если в воскресенье у кого-то оставались деньги, то у них занимали, даже у незнакомых людей – обменивались телефонами, занимали. В воскресенье еще было легче, еще как-то все устроились по гостиницам, вплоть до того, что знакомые незаметно проводили к себе в номера. Но в понедельник ситуация уже стала критической – практически ни у кого не осталось денег. Была масса слез просто от того, что люди хотели кушать, молодые девчонки просто сидели и рыдали: «Мы хотим есть». В гостиницах мест нет, и очень многим пришлось в гостиничных холлах на диванчиках. Кто-то спал сидя, кто-то полулежа, некоторые просто расположились на своих сумках. Хочется сказать спасибо владельцам китайских гостиниц за то, что они никого не выгоняли. Хотя вряд ли кому их них нравилось такое безобразие в холле гостиницы.

– Все три дня представителей российской власти не было?

– Ничего не слышали.

– Насколько я знаю, у туристов возникла мысль собирать подписи для того, чтобы потом предъявить претензии перевозчику и властям за то, что туристам пришлось терпеть такие неудобства на той стороне. Вы собирали подписи?

– Да; лично я собрала порядка 40 подписей с адресами и телефонами людей. Для начала мы хотели обратиться к юристу, чтобы узнать, возместят ли нам материальные убытки (уже не говорим о моральных). Хотя многие даже потеряли работу из-за этих событий на таможне. Особенно те, кто работал у частников. Но после консультации с юристом нам пришлось забыть об этом.

«На китайской стороне должен быть пункт помощи российским туристам»    
 
 

– Юрист сказал вам, что это недоказуемо?

– Да. Потому что для того, чтобы получить моральную или материальную компенсацию, мы должны сами доказать, что все это было. Что мы не по своей воле остались в Китае. Но дело в том, что у нас на руках ничего. Все же знают, какие билеты дает наше «АмурАССО» – билет, первый контроль, второй контроль. Дата продажи – ставится штамп – дата выезда. Даты обратного выезда, из Китая, просто нет.

– Получается, турист может возвращаться тогда, когда захочет?

– Да. То есть я не могу доказать, что я не по своей воле была в Китае все это время.

– В другом месте этого нельзя доказать? Получить документ, что хотел быть на пуме, но не смог?

– Когда мы наконец перешли китайскую границу, мы подошли на справку на таможне. Как обычно, когда пумы не ходят, подходишь к таможенникам, они выдают справку, в которой написано, что в связи, например, с поломкой пумы выезда из Китая не было. Эту справку можно предоставить на работу. Когда мы обратились за справкой, нам отказали: «Мы не виноваты, это китайцы вас не выпускали».

– Скажите, есть ли у Вас какие-то конкретные предложения? Знаете, есть такое правило: «Критикуешь – предлагай». Чиновникам, которые точно не бывают в такой ситуации, потому что их встречают и провожают, им сложно придумать какие-то механизмы?

– Я предлагаю изменить форму билетов. Должен быть билет туда, и должен быть билет обратно, так как, как на поездах, на самолетах. Чтобы в случае чего я смогла доказать хоть что-то. Хорошо, пускай отрывают контроль, но билет должен оставаться у меня на руках.

«Ни за что и никогда больше не поеду в Китай на пумах»    
 
 

– В ближайшее время Вы планируете поездку в Китай? Или уже нет никакого желания туда ехать?

– На «пумах» – ни за что и никогда! Еще хотелось бы обратиться к нашим властям: должен же быть какой-то пункт помощи. Желательно, где-нибудь неподалеку от таможни, чтобы можно было переночевать, пусть хоть на полу, но бесплатно. Чтобы туристам дали хоть пачку лапши, чтобы можно было где-то помыться, хотя бы руки помыть, чтобы была какая-то связь. Вот почему телефон не отвечает?

– Спасибо Вам за то, чтобы Вы пришли и рассказали, как все происходило на самом деле. Мы услышали информацию «из первых уст». Я очень надеюсь на то, что власти и чиновники, от которых зависит решение этой ситуации, как-то отреагируют на это и прокомментируют журналистам, будет ли такой пункт помощи для российских туристов и вообще, что они собираются делать, а также ответил ли кто-нибудь, что происходило с нашими гражданами в Китае в эти дни.

Это была программа «Простые вопросы» и в гостях у меня сегодня была Евгения Сафонова.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/12/09/1185.html