Ведущая — Эльвира Оверченко:
Сегодня на простые вопросы отвечает губернатор Амурской области Олег КОЖЕМЯКО.
– Спасибо, что нашли время в Вашем плотном графике для того, чтобы ответить на вопросы зрителей. Вопросов к Вам очень много, интерес к Вашей персоне колоссальный. Мы заранее объявляли о том, что Вы придете к нам в студию. Если не ошибаюсь, это Ваше первое интервью в должности губернатора Амурской области?
– Да, это первое интервью; согласно тем обращениям в студии на этапе инаугурации, когда мы сказали, что будем открытыми и доступными прессе, выполняем свое обещание.
– Будем считать это знакомством.
– Да.
– Ваше последнее, или крайнее, как сейчас принято говорить, место работы – помощник руководителя администрации Президента. Ваше назначение в Амурскую область Вы считаете повышением или понижением в карьере?
– Я считаю, что это – серьезная должность и на основании опыта предыдущей работы в администрации было сформировано мнение. Оно весьма тщательно анализировалось и Правительством, и администрацией президента, обсуждалось с полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе. Это было выверенное решение.
– Это назначение – шаг вперед по карьерной лестнице?
– Конечно. Амурская область – достаточно интересный, перспективный регион и я думаю, что здесь есть возможность приложить силы и знания для того, чтобы все те проекты и планы, намеченные в государстве, и планы развития Амурской области, разработанные правительством, были осуществлены.
– С каким чувством Вы приняли предложение?
– С пониманием того, что эта работа очень тяжелая и ответственная. Работу мы определяли с Президентом о том, что Дальний Восток – это непростой регион, работа должна характеризоваться определенным, довольно длительным периодом работы, а это не менее 10 лет работы в должности губернатора. Для того, чтобы заложить основы, для того, чтобы правильно сформировать политику и увидеть наяву результаты этой политики. С этим мы и прибыли сюда.
– Я обращаюсь к тому, как говорил Сафонов, когда назначал Вас губернатором области: «Амурская область – дотационный, глубоко депрессивный регион с экономикой, одной из худших на Дальнем Востоке». Это чуть ли не цитата из его выступления перед депутатами Законодательного собрания. Точно так же Вас назначали в Корякию, когда там сняли губернатора за срыв отопительного сезона. Получается, Вы – антикризисный управляющий в регионах?
– Не хотелось бы именно так считать, потому что в Корякии работал вице-губернатором, там, действительно, была спорная ситуация и президенту пришлось применить меры. Одной из первых мер было отрешение губернатора от должности как не справившегося со своими должностными обязанностями. Ситуация по Амурской области была несколько иной: регион не находится в кризисе. Было потеряно доверие населения к органам исполнительной власти.
– То есть просто были другие мотивы?
– Да; требовалась корректировка. Наверное, нужен был тот дальневосточник, который был адаптирован к современным условиям, знает население, знает структуру, порядок организации работы управления именно по северным территориям, и в целом, структуру формирования бюджета. Одной из основных мотиваций в подборе кандидатуры было именно это.
– Вы пришли во власть много лет назад из бизнеса?
– Да.
– Вы родились в Приморье, где были председателем совета директоров крупнейшего предприятия «Преображенская база тралового флота». Потом было Законодательное собрание Приморья, Совет Федерации. Вы были одним из претендентов в губернаторы Приморья (но так и не стали претендентом на кресло губернатора), потом Вы баллотировались на должность губернатора Камчатки, потом Вы были губернатором в Коряки, сейчас Вы – губернатор Амурской области. Власть для Вас более интересна, чем бизнес?
– Я хотел бы так сказать: выбор должен лежать в душе, базироваться на каких-то пройденных этапах и путях развития. И сейчас очень сложно работать, допустим, будучи губернатором, не понимать процессы, происходящие в производстве. Любая моя предыдущая работа была связана с производственной деятельностью. Гораздо легче понимать тех людей, кто составляет доходную часть бюджета, это как раз предприниматели.
– Не поработав в бизнесе, трудно работать во власти с этим бизнесом?
– Знаете, наверное, во власти тогда легче работать, но при том, что никогда не смешивать власть и не пытаться из власти сделать бизнес. Если у человека существуют такие убеждения, то я считаю, что он достаточно активно впишется и будет гармонично влиять как на работу органов управления, так и на бизнес. Если же власть рассматривать как часть бизнеса, то зарабатывать нужно все-таки идти в бизнес.
– Вы сказали, что отводите себе как минимум 10 лет?
– Мы говорили с президентом, что идя сюда, нужно как минимум 10 лет. На Дальнем Востоке по-другому нельзя.
– Многие говорят о том, что это для Вас – трамплин к губернаторству Приморья?
– То, что касается Приморья, мне было бы сложнее там работать. В силу того, что я там вырос, многих там знаю. Ситуация в Амурской области лучше, чем в Приморье.
– То есть ответ – «нет»?
– Нет.
– Как Ваша семья отнеслась к Вашему назначению?
– Для семьи это был очень непростой вопрос. Я не информировал их. О тех вещах, которые произошли, они узнали по телевидению, поэтому все было непросто. Но потом все улеглось, мы отрегулировали, поэтому все нормально воспринимается. Семья привыкла к назначениям, перемещениям. Сейчас у нас все урегулировалось.
– Вы живете на два города или семья уже воссоединилась в Благовещенске?
– Я живу и работаю здесь, а семья находится там, потому что я должен решить вопросы с жильем, с бытом.
– Эти вопросы пока не решены?
– Пока не решены.
– Вам не позавидуешь, Олег Николаевич. Знаете, в каком плане? Область, народ находится в таком депрессивном состоянии, потому что такой губернаторской чехарды нет нигде. Люди просто устали ждать, когда начнут решаться их проблемы и проблемы региона, а не проблемы власти и ее отдельных представителей. Чувствуете ли Вы это депрессивное состояние людей, отношение недоверия к власти. Если да, то в чем это проявляется?
– Отношение недоверия к власти есть, здесь потеря доверия населения к органам исполнительной власти. Об этом мне сказал президент, Дмитрий Анатольевич Медведев, отправляя сюда. Объезжая районы, муниципальные образования, я это вижу и стараюсь шаг за шагом хотя бы не давать невыполнимых обязательств, проанализировать ситуацию, но в целом я бы не сказал, что регион в депрессивном состоянии.
– У людей нет такого настроения?
– Нет. Есть регионы гораздо более худшие, во многом более худшие. Нужно создать все механизмы работы нашего бюджета, развернуть его так, чтобы он максимально эффективно работал для населения. Вот тогда мы шаг за шагом, поэтапно, сочетая природоресурсную базу, возможности населения, наш бюджет, возможности бизнеса, будем двигаться к понятным ориентирам с точки зрения развития.
– Перед назначением Вы анализировали, в чем причины кризиса, в котором оказалась Амурская область? Думали о том, что произошло?
– Произошло то, что нужно знать специфику региона и иметь какой-то опыт работы в органах государственной власти.
– Пришел человек, который не узнал специфику, не смог ее уловить?
– Наверное, в большей степени, да. Еще нужно иметь взаимосвязь с территорией, населением, понимать менталитет людей, живущих на этой территории.
– Вы уже можете сказать, что Ваше знакомство с Амурской область произошло за время Вашего губернаторства?
– Нет, я еще не могу так сказать. Я все еще объезжаю районы – смотрю, знакомлюсь. По БАМу – одна специфика, здесь, по югу – немножко другая. И дальше я буду продолжать, чтобы сформировать правильное мнение, правильно заложить программы, увидеть наболевшие вопросы, рассмотреть возможности и пути их решения, правильно подойти к формированию трехлетнего бюджета, к июню выйти на площадку стратегических задач даже на краткосрочный период.
– От Вас, как от человека бизнеса, ждут, так сказать, четкого бизнес-плана развития области со сроками, суммами, ответственными и так далее. Будет ли такой бизнес-план и когда?
– Такой план обязательно будет, мы к нему готовимся. Надо понимать, что пятилетку в три года мы не будем делать. Здесь не чрезвычайная ситуация и слава богу. Хотя довольно непростая ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве – очень маленький уровень запасов топлива. По некоторым муниципальным образованиям он просто нулевой. Тем не менее, мы находимся в зиме. Сейчас это мы берем под контроль. Формирование задач и стратегия развития – я думаю, что мы подготовим это не ранее июня. Я не хочу торопиться в этом вопросе.
– В чем Вы видите точки роста амурской экономике?
– Есть преимущественная позиция, на которой базируется экономика Амурской области – это и сельское хозяйство, деревообработка, и, конечно же, в первую очередь – природно-ресурсный минеральный комплекс. Это то, что сейчас идет успешными темпами развития: золотодобыча, в перспективе развития металлургия, гидроэнергетика. Вот те аспекты, которые будут лежать в плоскости. Таких точек роста, как национальные проекты, строительство космодрома я уже не беру по не зависящим от нас обстоятельствам. Где-то мы, конечно, будем координировать. Оно должно двигаться и тоже быть одним из элементов развития и мультипликативного эффекта по ближайшим территориям.
– Я думаю, теперь у нас в обиходе появится новое слово – «мультипликативный эффект». С прошлым губернатором в нашу жизнь вошло слово «кластер», оно стало очень модным.
Продолжение интервью с губернатором Амурской области Олегом Кожемяко читайте завтра, 5 декабря.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/12/04/1182.html