“Простые вопросы”: Светлана Городович, Академик Академии творческой педагогики, член правления Совета директоров школ России

Ведущий — Сергей Логвинов:

Педагогика. Для кого-то это скучная дисциплина, которую нужно сдать и забыть. Для кого-то – стремление найти конкретный ответ на вопрос «Как воспитать моего оболтуса». А для кого-то, как ни банально это звучит, – дело всей жизни.
Вот уже 17 лет делом всей своей жизни в негосударственной общеобразовательной школе «Наш дом» занимается ее директор Светлана ГОРОДОВИЧ, академик Академии творческой педагогики, член правления Совета директоров школ России, отмеченная золотым знаком «Рыцарь гуманной педагогики».

– Вон сколько у Вас всяких званий и титулов, Светлана Юрьевна. А какой титул Вам ближе всего?

– Я не ощущаю себя титулованной особой. Наверное, самое главное то, что я директор замечательной школы «Наш дом».

– Как замечательно, когда человек говорит о том, что у него очень хорошая школа.

– Я так считаю.

«Образование зависит от одного-единственного фактора – совести учителя»    
 
 

– Я думаю, очень многие наши зрители подпишутся под этими словами. Я окончил школу 24 года назад. Мы с Вами оканчивали школу примерно в одно время. Это было все-таки уже давно. Как сейчас сказали бы историки – в другом веке и в другой эпохе. Чем сегодняшняя, современная школа отличается от наших, советских школ?

– Если говорить об образовании вообще, то оно не зависит ни от времени, ни от ситуации. Образование зависит от одного-единственного фактора – совести учителя. Когда мы вспоминаем о школе, мы вспоминаем об одном конкретном учителе. А если говорить с точки зрения общего понятия «школа», какие задачи ставятся перед школой 20 лет назад и сейчас, они, конечно, отличаются. Разве мы с Вами знали, что такое ЕГЭ, репетиторство, тесты? Если сейчас школа нацелена – государство обозначило эту цель, – на поступление в высшие учебные заведения. Для того, чтобы качественно подготовить ребенка, и нужны ЕГЭ, тесты.

– За последнее время, после распада Советского Союза, наши школы как только не реформировались – один министр гнул свою линию, другой министр все отменял и предлагал все новое. Можете ли Вы конкретно сказать, что хорошего осталось в современной школе и что безвозвратно утрачено и чего искренне жаль?

– Остался Учитель. Реформы – это опыты и над учителем и над ребенком. Реформы не убили Учителя в учителе. Остались учителя, преданные своей профессии. А утрачено то, о чем мы начали говорить. Цели и задачи школы стали другими.

– Сегодня я, с Вашего позволения, буду Вас неоднократно цитировать. Вот в одном из интервью Вы сказали следующее: «Если у школы нет основополагающей идеи, то она просто уходит. Я знаю очень много частных школ, которые закрылись. У них главной и основополагающей идеей было заработать денег. А на образовании не заработаешь. Все это дело убыточно, было и есть». Я так думаю, если за 17 лет школа «Наш дом» не прекратила свое существование, значит, у нее есть своя основополагающая идея. Я попрошу Вас сформулировать эту идею.

– Воспитание благородного человека. Не подготовка к дальнейшему обучению в высшем учебном заведении, не «натаскивание» по каким-то определенным предметам, не понимание планки образования до заоблачных высот, а воспитание. Воспитание благородного человека. Благородный человек не может быть необразованным. Слово «образование» как раз включает в себя создание образа в человеке. Мы на сегодняшний день являемся отделением Международного центра гуманной педагогики. Люди часто путают и дилетантски подходят к понятию «гуманный». Они представляют себе это так, что ребенка нужно облить сиропом, расцеловать его, поставить «пятерки», позволить ему хамить и вести себя нагло – это и будет гуманная педагогика. Есть такое примитивное понимание гуманной педагогики. На самом деле, гуманная педагогика – это глубокое философское понятие, которое требует от учителя расширения собственного сознания. Ребенок не учится жить, не готовится жить. Он проживает самый главный период своей жизни – школьное детство. И мы, как учителя, должны создать в нашей школе культуру школьного детства.

«Гуманная педагогика – это глубокое философское понятие, требующее от учителя расширения собственного сознания»    
 
 

– Мы с Вами воспитывались в школах в то время, когда школы жили по «указиловкам», все диктовалось сверху. Сегодня Министерство образования тоже диктует свои установки школам, но вы живете только по ним и сверяете свою деятельность с этими установками, либо педагогический коллектив школы предлагает свои формы, идеи для того, чтобы дополнять учебный процесс?

– Если учитель не желает и не хочет проявлять творчество в работе, он будет ссылаться на «указиловки». И скажет: «Мне нужно успеть выполнить программу, которую спустило Министерство».

– Есть такие учителя?

– Конечно, есть. Но при этом учитель не задумывается: «Успею ли я помочь рождению Человека в человеке?». Но учитель заботится о том, что он не успеет за программой. Это не оправдание. Можно привести массу классических примеров – и в 1930-е годы, в годы репрессий, войны, оставались учителя, которые выполняли свою миссию, а не «указиловки», которые бывают разными и не всегда правильными.

– Может ли конкретный учитель по своей личной инициативе предложить повести свой класс в театр? Игорь Горевой, учитель по образованию, организовал массовый выезд школьников из Благовещенского района на просмотр фильма «Адмирал». Это воспитательный процесс, это уважение к своей истории. Часто ли проявляют такую инициативу Ваши коллеги?

– Радостно, что в Горевом не умер учитель. А что касается инициативы, то конечно, да – наши учителя могут детей в кино сводить, но дело не в этом. Дело в том, что нужно совершенствовать себя.

– «Отношение к учителям зависит от того, как мы сами к себе относимся». Как мы к себе относимся?

– Можно говорить о себе: «Я – учитель». А в каком смысле слова «учитель»? Я захожу в класс, встаю на пьедестал, беру указку, а ученик где-то там, внизу. Или я воспринимаю себя как человека, который пришел затем, чтобы не только что-то дать детям, но и получить от них что-то, научиться у них. В этом отношении у Шалвы Амонашвили есть интересная книга, в которой говорится о том, что настоящий учитель – это соработник у Бога, это герой духа. Почувствуйте разницу – либо ощущать себя «училкой», либо ощущать себя Учителем, совершающим определенную миссию.

– В советское время говорили «Учитель – это звучит гордо». Звучит ли сегодня слово «учитель» гордо?

– Для кого как. Для меня это слово звучит гордо.

«Для меня слово “учитель” звучит гордо»    
 
 

– Академик Амонашвили сказал: «Я с радостью бы приехал в Благовещенск. Там очень целеустремленные и одухотворенные учителя. Я проводил с ними урок, смотрю в их глаза и думаю: “Какие прекрасные люди! Как хорошо бы с ними сотрудничать”». Шалва Александрович уже был в нашей студии и он снова приезжает в Благовещенск. Расскажите об этом. Я знаю, что очень многие люди хотят его послушать.

– Мы с трепетом ждем его приезда. Не только наша школа, но и учителя всей Амурской области. 11 ноября в БГПУ в 14 часов пройдет авторский семинар. В нем могут принять участие все учителя. Мы ждем Шалву Александровича, как человека, который как никто другой может поддержать дух учительства. Никакими материальными добавками, подачками, грамотами этот дух не поднимешь так, как он своим словом. В очередной раз он нам внушит, что мы есть не просто учителя, а герои духа.

– И что «Учитель – это звучит гордо».

– Да. Глядя на него, действительно гордишься своей профессией.

У нас в гостях была Светлана Городович, директор частной школы «Наш дом». Это были «Простые вопросы», всего доброго.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/11/05/1160.html