Ведущий — Алексей Воскобойников:
25 октября во многих странах будут вспоминать великого азербайджанского и советского певца Муслима Магомаева. Уже 5 лет как нет с нами Муслима Магометовича, но память о нём жива по-прежнему, подтверждением тому стал первый дальневосточный вокальный конкурс «Любовь моя – мелодия», посвящённый творчеству любимого артиста. Сегодня у нас в гостях председатель жюри этого конкурса, лауреат международных премий, народный артист Азербайджана Самир Джафаров.
– Здравствуйте, Самир!
– Здравствуйте.
– Кто подготовил это замечательное мероприятие?
– Насколько я слышал, эту инициативу поднял руководитель азербайджанской диаспоры «Араз» Магомед Аскеров, и её поддержало министерство культуры Амурской области.
– Основные выступления вы уже увидели?
– Да.
– Каковы общие впечатления от увиденного и услышанного? Насколько серьёзен уровень дальневосточных вокалистов?
– Это не Москва, не Европа – это Дальний Восток, поэтому не думал, что уровень этого конкурса будет такой высокий, не ожидал. Все были очень хорошо подготовлены, голосистые. Этот конкурс ничуть не уступает тем, которые проводятся в Москве или Европе.
– Сколько было в общем участников?
– Где-то около 50.
– По сколько песен они исполняли?
– По две.
– Какая выдержка нужна, чтобы всех услышать и оценить по достоинству.
– Там было очень много хороших голосов, хотелось остановить хотя бы некоторых на минуту, мы – жюри всех прослушали. Для исполнения были обязательны две песни – классическая и эстрадная, у некоторых, например, на первой песне не получилось проявить себя, но получилось на второй. Это открытие. Хорошо, что дали возможность спеть две песни – два раза выступить.
– Песни неизбежно повторялись. Не уставали ли вы слушать одни и те же песни по многу раз?
– Нет, не уставали, хотя песни и повторялись. Была классическая манера исполнения и эстрадная. Нет, было не тяжко. Уже через четыре ноты, как только открывается рот, я знаю, кто будет победитель. Это дано богом. Может быть, технически исполнено не совсем верно, имею в виду вокально, но по голосовым данным очень хорошо выступают.
– Профессионала не обманешь. Например, вы же видите, что человек профессионал, но немножечко волнуется в данный момент, вы это можете отличить?
– Да, конечно. Я тоже выступал на некоторых международных конкурсах, там невозможно не волноваться, но знаешь, что там сидят и знают о каких-то проблемах и недостатках. Волнение всегда даёт хорошее качество пению.
– Если составить некую таблицу популярности, какие песни из репертуара Муслима Магомаева звучали чаще всего?
– В основном «Мелодия», из Моцарта «Фигаро».
– Сложная вещь.
– Сложная, там разговорное итальянское пение. Хорошо пели. Пели «Ноктюрн» и многие другие хорошие песни из репертуара Магомаева.
– Принимают участие только профессионалы или любители тоже могут принять участие?
– Все. Бывают такие самоучки, что поют лучше профессионалов.
– Серьёзно?
– Конечно!
– Каков возрастной разброс конкурсантов – от и до?
– Самому младшему, по-моему, было семнадцать лет, а самому старшему – 65.
– Здорово.
– Было очень интересно, потому что участвовало и новое поколение, и поколение Муслима Магомаева, если можно так сказать. Все пели именно любя. Муслим Магомаев такая личность, в частности, в плане вокала, что все его до сих пор любят. Я горжусь, что я, как и он, тоже азербайджанец. Он всегда говорил, что для меня отец – Азербайджан, а мать – Россия.
– Сегодня, особенно в последнее время, обостряются неприятные межнациональные конфликты, об этом пишут, говорят. На самом деле я хотел бы выразить признательность и благодарность тем людям, которые двигаются в созидательную сторону и делают всё для того, чтобы народы дружили.
– Жили дружно.
– Сблизились.
– Такие конкурсы очень нужны. Я всегда выступаю в Москве, Подмосковье, принимал участие во многих концертах поддержки Путина в Москве, Иваново, Домодедово, Владимире. Такие концерты – это мост дружбы Азербайджана с Россией. Мы всегда жили вместе и у нас много общего. Россия для Азербайджана не только старший брат, но и оказала большое влияние на культурное наследие. Развитие азербайджанской культуры во многом зависело от СССР, от Москвы, потому что наши некоторые легендарные композиторы – все учились кто в Москве, даже у Шостаковича, кто в Санкт-Петербурге. Мы рады, что у нас есть такой сосед – Россия, вместе жили. Я сам тоже учился в Москве, закончил Центр оперного пения Галины Вишневской, потом в Барселоне у Монсеррат Кабалье, но Москва очень много дала.
– Вы так все вразброс говорите, а про Монсеррат Кабалье надо говорить отдельно, чтобы люди услышали, ведь имя-то какое!
– Да, я много давал концертов, по приглашению в том числе, но Москва открыла для меня вокальную сферу.
– Хочу процитировать фрагмент одного интервью с Тамарой Синявской, она говорила про вас и вы наверняка это читали: «Самир Джафаров, народный артист Азербайджана, потрясающий вокалист. До нашего международного конкурса он выступал в Италии. Услышав его голос, Монсерат Кабалье заплакала, Хосе Каррерас был в восторге…» Вы понимаете, что после такой рекомендации, просто не могу вас отпустить без демонстрации хотя бы маленького фрагмента, не все имели возможность побывать на конкурсе. Спойте что-нибудь из репертуара Муслима Магомаева.
– Муслим Магомаев был великий певец, я лучше спою что-нибудь из итальянского тенорового, после Муслима Магомаева такие песни петь очень трудно.
– Согласен.
– Я спою фрагмент из Риголетто. (поёт)
– Ух, не совру, если скажу, что в нашей студии никто ещё так красиво не пел! Спасибо большое!
– Спасибо.
Друзья, я напоминаю, с нами был председатель жюри конкурса «Любовь моя – мелодия», лауреат международных премий, народный артист Азербайджана Самир Джафаров.
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2013/10/22/3301.html