Ведущий — Сергей Логвинов:
Совсем недавно в Ханты-Мансийске на международном телевизионном фестивале «Золотой бубен» в номинации «Документальный фильм» победила работа французского режиссера Мишеля Дебаца «Кочевая школа». Этот уникальный фильм о жизни эвенков снимался в начале этого годана севера Амурской области. Перед поездкой в тайгу на съемки своего фильма Мишель Дебац и соавтор фильма Анри Леконт были гостями нашей студии. Сегодня мы беседуем с человеком, который помогал французам во время их работы в Приамурье, держал с ними связь, организовывал поездку в тайгу и даже вызволял из беды. Обо всем этом с руководителем ресурсного центра по французскому языку и преподавателем кафедры французского языка БГПУ Ольгой КУХАРЕНКО.
– Итак, вся зимняя суета позади, результат – первая премия у фильма «Кочевая школа». Приятно?
– Да, очень приятно. Потому что с самого начала, с самых первых моментов, с того, как возникла идея о создании фильма, мы работали вместе, всегда были на связи.
«Последние несколько месяцев мы буквально жили этим фильмом» | |||
– Я знаю, что копия этого фильма у Вас появилась еще до вручения премии «Золотого бубна». Вы все время на связи с Мишелем? Уже успели его поздравить?
– Конечно. Я сразу поздравила его по интернету. Этим летом я была во Франции, где принимала участие в переводе некоторых сцен этого фильма. Когда Мишель получил эту премию, его жена, которая является продюсером этого фильма, позвонила мне и сообщила эту радостную новость. Последние несколько месяцев мы буквально жили этим фильмом.
– Как родилась идея сделать фильм об эвенках?
– Мишель – очень творческий человек и очень опытный документалист. Он давно увлекается съемками – ездил в Гималаи. Там они снимали птиц с другим известным режиссером-документалистом. Потом Мишель заинтересовался эвенками, много читал о них, а затем услышал о создании проекта «Кочевая школа», инициатором которого была известный французский антрополог Александра Лаврилье.
– Да, мы не упомянули ее. Александра – профессор Сорбонского университета, которая давно полюбила нашу тайгу (и не только тайгу, но об этом чуть позже). Из научных работ Лаврилье в Европе узнали об эвенках.
– Ее деятельность вокруг создания кочевой школы известна во многих уголках мира. Ей пишут из Канады, из Германии и Англии. Ее работы пользуются большим спросом, потому что она работает и живет среди эвенков уже много лет и изучает их традиции и культуру.
– Я понимаю, что сама Александра наверняка бы засмущалась от таких простых вопросов, но с Вами мы можем об этом поговорить. Мы знаем, что очень много любви в этом фильме, любви Александры к эвенкийскому мужчине. Когда она приехала в тайгу, влюбилась в эвенка и осталась с ним жить, вышла за него замуж. Ведь она могла отработать и уехать со своими работами, но она осталась в тайге, потому что там живет ее любимый человек.
– Рядом с ней ее любимый человек, рядом с ней – ее дочь, ей восемь лет. Она говорит на эвенкийском, на французском и на русском языках. Сейчас девочка находится в Париже вместе с матерью, но она очень скучает по тайге, как и сама Александра. Скоро они вернутся в тайгу.
«Эвенкийский язык и культура находятся на грани исчезновения» | |||
– В двух словах – в чем смысл «Кочевой школы»?
– Когда Александра только приехала в тайгу, она увидела, чем живут эвенки и настолько сроднилась с ними и с их культурой, традициями, что поняла, насколько важным является поддержание этой культуры в подрастающем поколении. Сейчас эвенкийский язык находится на грани исчезновения. В советские времена дети эвенков были вынуждены жить в интернатах, отлучались от семьи, культуры и традиций. Теперь Лаврилье пытается сделать так, чтобы дети кочевали вместе с родителями и в то же время обучались в школе, как все дети.
– Казалось бы, они самодостаточны, живут в тайге и создается впечатление, что связь с миром им вовсе не нужна. Зачем им эти суффиксы и иксы там, в тайге?
– Обучение проходит не только по программе средней школы, они также изучают эвенкийский язык, изучают они и иностранные языки. Как и любые другие дети, эвенкийские дети должны проходить обучение, но более того, может быть, сложилось ошибочное впечатление, я это знаю, потому что достаточно долго общаюсь с Александрой и с Мишелем, а также с другими учеными, изучающими эвенков. Живя глубоко в тайге и будучи единым целым с природой, они не теряют связей с внешним миром. И Мишель, не то чтобы удивляясь, рассказывая о них и о своей работе, отметил, что они знают, какой курс доллара сегодня и они в курсе всех событий, происходящих в мире. У них есть телевизоры, ноутбуки, радио. Это не дикие люди, не аборигены, а вполне современные люди.
– Меня удивило – наверняка Вы тоже обратили на это внимание, когда смотрели фильм, – ребятишки стараются, учатся, а рядом с ними всегда заботливые и смешные преподаватели. Мы привыкли, что в нашем понимании учитель – это человек в строгом костюме, образец для подражания. А тут такие разлохмаченные тетушки в цветных кофтах. Но тем не менее это учитель.
– Конечно. Чаще всего учителя – это члены семьи, и, естественно, им нет смысла одеваться в строгий костюм.
– Показать традиции соблюдения ритуалов, научить, как добывается еда, как идет обучение, как выпекается хлеб, как варится варенье из голубики. Я узнал, что, оказывается, голубику ест и медведи, и собака, и олени – в общем, все! Как Вы думаете, что явилось залогом такой блестящей работы?
– Изначально – это нескрываемый интерес к эвенкам, к той нации, которая живет далеко. Франция – это страна, которая, можно сказать, окультурена. Каждый уголочек Франции окультурен и ухожен человеком. Практически каждый француз говорит, что Россия – это тайга, это то, что заставляет их мечтать.
«Тайга манит ученых своей непознанностью» | |||
– Для них это непознанное.
– Столько непознанного, тайга их манит. Когда мы разговаривали с Мишелем, он спросил у меня: «Были ли Вы когда-нибудь в тайге?». Конечно, я была в тайге в походах, в которые мы ходили в детстве или ходили в лес за грибами с родителями, но так, чтобы далеко в тайгу – такого не было. Я ответила ему: «Нет». Он сказал, что для него это, по меньшей мере, странно. Все равно как иметь возможность посидеть рядом со Львом Толстым и не поговорить. Это сравнение его настолько поразило, тайга для них – что-то такое настолько манящее, загадочное и мистическое, что невероятно их привлекает.
– Завтра мы продолжим наш разговор о фильме «Кочевая школа» французского режиссера Мишеля Дебаца с преподавателем кафедры французского языка БГПУ Ольгой Кухаренко.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/10/06/1138.html