Ведущая — Наталья Овсийчук:
Сегодня я с огромным удовольствием и с нескрываемой радостью представляю вам народного артиста России, актера театра имени Моссовета Георгия ТАРАТОРКИНА.
– Наш разговор я бы сразу хотела начать с фестивальной темы. Вы – президент ассоциации «Золотая маска». Цель этого фестиваля – сохранение единого театрального пространства на всей территории России. Удается ли достичь поставленной цели?
– Я надеюсь, что да. Фестиваль существует уже 15 лет, в этом году он отметит юбилейный, 15 день рождения. Конечно, это и сохранение единого театрального пространства России. Фестиваль родился в 1994 году. Как все помнят, основные силы были центробежные, отнюдь не центростремительные. Рвались связи: и экономические, и политические. Массово происходили всяческие процессы, и конечно, такая хрупкая материя, как театральное пространство, как пространство вообще культуры и искусства, могло быть разорвано в клочки. Тогда было очень важным сохранить весь накопленный культурный багаж. Фестиваль создавался еще при Михаиле Александровиче Ульянове, он был рожден Союзом театральных деятелей. Фестиваль охватывает все существующие жанры – оперы, оперетты, балет, кукольные театры, мюзиклы, в общем, все-все-все, все российское театральное пространство. В этом году одним из лауреатов «Золотой маски» прошедшего сезона был спектакль «Гроза» из Магнитогорска. И не по каким-либо конъюнктурным соображениям – как бывало в прежние времена, мол, надо не обидеть провинцию, дать им приз, – критерий был только один, спектакли оценивались по уровню творчества. Оценивались серьезность творческих и художественных намерений, человеческих, то бишь, намерений. Вот это и есть основные критерии.
– Существует ли для Вас понятие «провинциальный театр», «столичный театр» в плане восприятия?
– Категорически – нет.
«В той же Москве при существующем рынке зрелищных мероприятий иногда показыват бог знает что » | |||
– А понятия «столичности» и «провинциальности» зрителя?
– Нет. Но, конечно же, принадлежность к «провинциальности» угадывается по некоторым нюансам и особенностями. Причем порой эти особенности отнюдь не в пользу так называемых «столичных» коллективов. В той же Москве при существующем зрелищном рынке, рынке зрелищных мероприятий, иногда бывает бог знает что показывается. Если пользоваться понятием «периферийности», то в Москве иногда идут такие периферийные спектакли, рожденные в столице. И наоборот – по причине не такой сбитости с толку, как в Москве, в других городах рождаются сосредоточенные, осмысленные, наполненные творческими, а значит, и человеческими, намерениями спектакли, которые побеждают в Москве.
– Вы преподавали во ВГИКе и вели курс?
– Собрался совершенно замечательный курс – замечательные ребятишки, которые после четырех лет обучения практически в полном составе попали в столичные театры, что само по себе было достаточно неожиданно и чрезвычайно приятно для меня как для преподавателя. Потому что я же вместе с педагогами пытался их воспитывать не с каким-то специфическим уклоном на кинематограф, а в первую очередь как актеров, способных существовать в театральных и кинематографических условиях. Сейчас они работают в театрах, работают в кино. Сейчас вместе со мной на фестивале «Амурская осень» некоторые из моих учеников – например, Нелли Уварова, занятая в спектакле, который мы здесь показываем. Наше знакомство началось с того, что она была принята ко мне на курс и обучалась в течение четырех лет. И вот теперь она – одна из таких ярких «звездочек». Володя Вдовиченков, который сейчас не сходит с экранов, тоже мой ученик. Саша Волков, Антон Эльдаров и другие – они мои ученики.
«Моя жена – совершенно удивительное создание. Достаточно сказать, что она играла роль Галки Четвертак в фильме “А зори здесь тихие”» | |||
– Очень многие актеры не хотят, чтобы их дети шли по стопам родителей, перенимали их профессию.
– Я даже немножко знаю об этом, я через это прошел.
– Но Аня стала актрисой. Как Вы приняли ее решение?
– Ее мама и моя жена – это совершенно удивительное создание. Она потрясающая актриса. Достаточно сказать, что она играла роль Галки Четвертак в фильме «А зори здесь тихие». При этом она совершенно замечательный писатель, ах, как она пишет! Совсем недавно у нее вышла десятая книжка, которая называется «Плакальщица», а перед ней была «Блудница», а еще перед этой была «Актриса», а вообще все началось довольно давно и те, кто постарше, наверняка тут же вспомнят – в 70-е, в 80-е годы самым популярным журналом была «Юность». В этом журнале была опубликована первая повесть, написанная моей женой, она называлась «Чужой звонок». Потом по этой повести сняли фильм. Ее произведения выходили в журнале «Юность», выходили отдельными книжками. Потом наступили 90-е годы – все понятно без комментариев. В последние годы у нее с небольшими перерывами вышли четыре книжки.
А что касается дочери Ани – мы совершенно ничего не знали о ее решении. Она пошла показываться и в Щепку, и в Щуку, и во МХАТ, и в ГИТИС – ее везде брали. И брали отнюдь не потому, что ее родители актеры. Как потом рассказывала сама Аня, когда в приемных комиссиях ее просили представиться, она представлялась очень быстро и невнятно. Но все-таки ее фамилия не оказала никакого влияния на то, что ее принимали.
«Мне очень приятно, что наша дочь такая умница и самостоятельно поступила в Щепкинское училище» | |||
– Все-таки детям знаменитых родителей сложно доказывать, что они тоже могут сделать что-то сами, без помощи известных родственников?
– Конечно, им не хочется быть «под прикрытием». Это понятно, и очень приятно, что наша дочь такая умница и поступала самостоятельно. Честно говоря, я не знал, как себя повести, когда она поступала. С одной стороны, не будешь же упреждать ее появление перед приемной комиссией каким-то звонками или встречами с кем-то. Хотя, с другой стороны, если позвонишь, объявишься – скажут: «Ну, конечно». Впрочем, даже если и не объявишься, все равно так скажут. В общем, тогда я «лег на дно», а она сама везде пробивалась. Она прошла в Щепкинское училище при Малом театре и теперь, после его окончания, работает в Молодежном театре у Бородина.
– Георгий Георгиевич, спасибо Вам за интересную беседу. Очень жаль, что рамки нашей программы не позволяют нам побеседовать подольше.
– Да, рамки программы очень жесткие, но вопросы не простые.
Сегодня на «Простые вопросы» отвечал народный артист России, актер театра имени Моссовета Георгий Георгиевич Тараторкин.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/09/29/1133.html