“Простые вопросы”: Наталья Павловская, координатор проекта «Кинопоезд», г.Москва

Ведущая — Татьяна Удалова:

В гостях у программы «Простые вопросы» Наталья ПАВЛОВСКАЯ, одна из координаторов проекта «Кинопоезд».

– Наташа, расскажите, пожалуйста, о том, что это за проект.

– По форме это мини-фестиваль. Шесть съемочных групп, состоящих из режиссеров из Европы и России, едут на поезде от Москвы до Владивостока с остановками, снимая при этом маленькие документальные фильмы на тему «Где находится граница Европы». Это форма, а вообще у проекта есть некая предыстория. Мы задумывали проект как рефрен поезда, существовавшего в 30-е годы. Он был создан режиссером Александром Медведкиным, который в 30-е годы ездил по Украине. В вагонах состава был и монтажный цех, и проявочный цех, и съемочное оборудование, и анимационный цех – целая подвижнáя киностудия. Они снимали кино и тут же показывали его местным жителям, которых встречали, пока вели съемки. Это был такой интерактивный проект 30-х годов. Он просуществовал очень недолго, – года два – но фильмы, сделанные во время работы этого проекта, свидетельствуют о том, что это был уникальный опыт столкновения с повседневной жизнью, что мы решили, что надо бы его повторить не только для наших режиссеров, но и для режиссеров из-за рубежа. Это было очень сложно. У нас был большой конкурс – 130 человек, желающих принять участие в проекте. Мы специально отбирали тех людей, которые смогли бы выдержать предстоящий долгий путь физически. Поэтому в нашей команде мальчиков больше, чем девочек. Также мы выбирали людей, имеющих некий профессиональный опыт – тех, которые уже закончили киношколы, работают в кино и которые знают, как самостоятельно организовать съемочный процесс, чтобы они смогли за такой короткий срок сделать фильмы. Они все о разном, они все о России. Есть фильм про фаст-фуд, про памятники Ленину, про ночной поезд, есть фильм даже про Чечню, про двух пассажиров из Чечни, едущих в одном вагоне. Есть фильм про детей, есть фильм про музыку. Мы бы хотели, чтобы в целом это была бы некая картина о России, преломленная через призму взглядов шести разных режиссеров.

«Шесть режиссеров из разных стран снимут шесть разных фильмов о России. В результате получится некое общее впечатление иностранцев о нашей стране»    
 
 

– Проект – это взгляд иностранцев на Россию?

– Не только. В каждой группе есть один русский участник – это либо звукорежиссер, либо монтажер, либо режиссер. Например, один из координаторов проекта «Кинопоезд» работает режиссером в одной из групп. Он снимает фильм про памятники Ленину. Я работаю оператором в другой группе. Проект – это не то, чтобы иностранный взгляд на Россию. Мы просто стараемся сделать так, чтобы наши иностранцы были близки с людьми, которых они встречают на своем пути.

– В проекте участвуют 20 человек. Какие страны они представляют?

– Венгрия, Болгария, Румыния, Голландия, Португалия, Великобритания, Польша…

– Францию называли?

– Франция, конечно! У нас три участника из Франции. Продолжаем: Украина, Россия – уже десять. По-моему, есть кто-то еще.

– Все – представители разных киношкол. Они по-разному учились снимать кино, как они работают вместе?

– Это часть проекта. В принципе, так кино никогда не делается, никто не ставит людей в такие условия: вот у тебя есть две недели, есть люди, которых ты встречаешь в первый раз, с которыми ты даже не успеваешь ничего обсудить. Это сложно, но в каком-то смысле это дает свой результат. Люди не только совершенствуются в том, что они уже умеют. Они учатся чему-то новому.

– Как участники притирались друг к другу?

– Это было сложно. Были и конфликты, были и ситуации недопонимания. Очень важна проблема языка, особенно для режиссеров – они должны сделать кино на языке, которого вообще не знают. Не всегда у них есть возможность общаться через переводчика. Я, например, и снимаю, и перевожу.

– Нужно обязательно знать английский язык?

– Обязательно. Весь проект говорит по-английски. Английский язык основной, русский язык – второй в проекте. Его никто не знает, но все должны снять фильмы на русском языке. Это сложно, но это часть проекта, часть опыта и люди учатся чему-то новому.

«Мы хотели, чтобы участники проекта были максимально близки к реальной жизни, чтобы у них была возможность сесть рядом и пообщаться с пассажирами»    
 
 

– Насколько я знаю, на всем протяжении пути вы ехали в плацкартном вагоне?

– Не всегда. Два самых больших перегона мы ехали в плацкартных вагонах – так было задумано, это было спланировано. Мы хотели, чтобы участники были максимально близки к реальной жизни, чтобы у них была возможность сесть рядом и пообщаться с пассажирами. От этого кино получит новую волну.

– Обычно иностранцев у нас возят в купе, а лучше в СВ.

– А мы их не возили! Мы считаем так: иностранцы поехали сами, но с нашей помощью.

– Они жаловались на условия, в которых приходится путешествовать?

– Это было просто удивительно – сначала у нас все немного переживали о том, смогут ли они вытерпеть такой длинный путь в плацкартном вагоне. Но как только мы поехали, поняли, что люди, участвующие в этом проекте, они согласны на то, чтобы делать фильмы в таких условиях. Сейчас они говорят, что были рады, что им пришлось ехать в таких условиях, потому что большинство персонажей они нашли именно там, в плацкартных вагонах.

– Вам раньше приходилось путешествовать на поезде так далеко?

– Нет. На такое расстояние я еду в первый раз.

– Вы сами случайно не открыли для себя Россию с другой стороны?

– Одна из моих внутренних задач была проехать по России для того, чтобы почувствовать ее границы. Когда летаешь на самолете, границы не ощущаются. А когда путешествуешь поездом, то понимаешь, что едешь-едешь, и конца-края не видно… это прекрасно.

– Было ли стыдно перед иностранцами за то, что у нас иногда попадаются убогие места, грязь, нищие на вокзалах?

– Нищие на вокзалах есть везде. Я считаю, что одно из самых главных достижений этого проекта заключается в том, что иностранцы почувствовали Россию не через телевизионный поток, не через то, что передается через журналистов, а через реальные встречи с реальными людьми.

– Где можно будет увидеть те шесть фильмов, которые сняты во время путешествия? Там ведь будет и про Благовещенск?

– Обязательно будет про Благовещенск. Первая презентация произойдет на фестивале «Меридианы Тихого», который состоится во Владивостоке. Люди должны успеть все-таки доделать кино, хоть в каком-то виде. В Благовещенске они еще снимают, а во Владивостоке они его доделают и покажут. Затем кино пойдет по российским и европейским фестивалям.

«Одно из самых главных достижений проекта “Кинопоезд” заключается в том, что иностранцы почувствовали Россию не через телевизионный поток а через встречи с реальными людьми»    
 
 

– Можно ли как-то выпустить это кино так, чтобы его смогли увидеть в Благовещенске?

– Будет выпуск на ДВД. Обещаю, что он к вам придет.

– После того, как вы приедете во Владивосток, вы всей своей дружной командой поедете обратно?

– На самолете! (смеется)

– Поездом уже не хотите?

– Очень бы хотелось, но тогда проект занял бы слишком много времени.

– Пожелаю вам счастливого пути, окончания монтажа всех шести фильмов и спасибо за то, что Вы пришли к нам сегодня и рассказали о том, что такое «Кинопоезд». Надеюсь, этот проект повторится и вы приедете к нам еще раз.

– Я бы хотела сказать огромное спасибо всем тем людям, которые встречались нам по пути, особенно администрации Благовещенска. Такого приема, как нам оказали здесь, наши участники еще не видели. Это было потрясающе, восхитительно, это было в новинку.

У нас в студии была Наталья Павловская, одна из координаторов проекта «Кинопоезд».

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/09/10/1120.html