“Простые вопросы”: Елена Мельникова, заместитель директора ПУ № 23 г. Благовещенска

Ведущий — Павел Савинкин:

В средствах массовой информации, поднимая вопрос о будущем вчерашних школьников, все больше говорят о поступлении в вузы. При этом одна из основ нашего общества – профессия рабочего, – остается в стороне. Сегодня мы об этом и поговорим. У нас в гостях заместитель директора профессионального училища № 23 Елена МЕЛЬНИКОВА.

– Елена Ивановна, ваше заведение учит «на рабочего» в то время, когда многие выпускники волнуются, пройдут или не пройдут по конкурсу, хватит или не хватит денег для поступления в университет или академию. Как учащиеся попадают к вам, сложный ли процесс поступления?

– Для того, чтобы поступить к нам в училище, нужно принести документы, перечень их тот же, что и в других учебных заведениях и выбрать профессию, которой хочется научиться.

– Вступительные экзамены, проходной балл и так далее – это у вас существует?

– Вступительных экзаменов у нас нет, только конкурс документов.

– Чтобы поступить к вам, достаточно одного только желания учиться и необходимых документов. Могут ли поступить на учебу ребята, состоящие на учете в милиции?

– Конечно, могут. У нас учится много таких ребят, и мы их успешно обучаем. За время учебы они исправляются и их снимают с учета.

«Последние три года у нас не было недобора, все группы заполняются полностью»    
 
 

– Есть ли у вас проблема недобора и радуетесь ли вы, когда на какие-либо специальности образуется конкурс? Кстати, образуются ли конкурсы?

– Последние три года у нас не было недобора, все группы заполняются, как и положено – по 25 человек в группе. Особенно хорошим спросом пользуются такие специальности, как машинист подъемно-транспортных и строительных машин и машинист дорожных и строительных машин. В эти группы всегда набирается большое количество учащихся – по 30 человек и даже больше. Бывает, что на эти профессии мы открываем по две группы. Конкурса нет, мы берем всех желающих.

– Перечень специальностей составляется с учетом вакансий на рынке труда или же это заранее установленные нормы, которым вы следуете?

– Конечно, специальности подобраны с учетом потребностей рынка труда по Амурской области и по стране – ведь мы работаем не только на Амурскую область, но и на весь регион, и на страну. Посмотрите, насколько сейчас востребованы везде машинисты бульдозера, экскаватора. Естественно, существует заказ министерства образования.

– Сложилось ли у Вас мнение о том, что сейчас школы ориентированы на подготовку в вузы? Чуть ли не с первого класса детей начинают готовить на юристов, экономистов, на пиарщиков, а вот специальность каменщика – это удел чуть ли не неудачников.

– Я думаю, что не школа начинает готовить. Такая установка сложилась в обществе. Родители хотят, чтобы ребенок закончил вуз. А если в семье об этом говорят, и в школе, то ребенок будет готовиться к получению высшего образования. И педагогам не остается ничего другого, как готовить ученика к поступлению в вуз.

«Перечень специальностей, которые дает училище, подобран с учетом потребностей рынка труда по Амурской области и по России»    
 
 

– В основном к вам попадают после 9 класса. Много ли выпускников 11 классов хотят получить рабочую профессию? Кстати, готовите ли вы своих учащихся к поступлению в вузы?

– К нам поступают не только после 9 класса. Приходят и после 11 класса, как правило, это те, кто уже определился с выбором профессии. Те, кто недобрал баллы при поступлении в вузы, тоже идут в училище – для того, чтобы не потерять год и приобрести специальность, диплом и трудовую книжку. В трудовой книжке будет запись о том, что выпускник училища проработал три или один год. Мы даем специальность, есть производственное обучение и после каждого курса есть производственная практика. Я хочу сказать, что после 9 класса общеобразовательная подготовка оставляет желать лучшего. Тем не менее, мы работаем и с такими, потому что у нас есть программа работы и со «слабыми» учащимися, и с одаренными. У нас дифференцированное обучение, мы используем личностный, ориентированный подход к учащимся.

– Не могу не спросить о Вашем личном отношении к ЕГЭ? Вы готовите ребят к этому испытанию?

– У ЕГЭ, как и у всего нового, есть свои плюсы и минусы. Плюс – ЕГЭ хорош для тех, кому тяжело отвечать на вопросы. Тут он тихонечко сидит и отвечает на вопросы письменно. Отвечает правильно, не правильно – зато его никто не тревожит. Минус в том, что отличники «срезаются» на ЕГЭ, – об этом я уже много раз слышала в СМИ, – потому что у отличников знания идут вперед них. Лишнее слово – уже минус балл.

– Нельзя творчески полетать?

– Да, нельзя показать все те знания. Ученику хочется рассказать, показать все то, что он знает, а тут ограничение. Несколько лишних слов – и все. Мы готовим своих учащихся к ЕГЭ – вот уже два года мы принимаем участие в ЕГЭ, наши ученики неплохо сдают ЕГЭ, показывают очень неплохие результаты на уровне школ, иногда даже лучше.

– Почему ваши ученики должны сдавать ЕГЭ хуже, чем школьники?

– Понимаете, бытует такое мнение – что после 9 класса приходят «слабенькие» ученики, некоторые даже читают по слогам, но он идет сдавать ЕГЭ и сдает неплохо. Вот почему. Не потому, что мы готовим – нет, у нас очень сильный педагогический коллектив и мы готовим учеников вполне на уровне школ.

«Из училища выходит сложившаяся личность, готовый специалист, полноправный член общества»    
 
 

– В моем личном архиве сохранилась песня со словами «Стоят дворцы, стоят вокзалы и заводские корпуса». Эта песня так и называлась – «Песенка рабочего человека». Сейчас такие песенки не особо поют. Скажите, как работают над поднятием уровня престижа рабочих профессий внутри вашего педагогического коллектива?

– У нас есть факультативные занятия, на которых рассказывают, как самостоятельно устроиться на работу. У нас работает психолог, есть социальный педагог, который работает с учащимися. Вся воспитательная работа направлена на то, чтобы учащийся не почувствовал, что получив рабочую специальность, он будет в чем-то обделен. Все направлено на то, чтобы поднять престиж профессии.

– Мы говорили, что рабочая профессия – это одна из основ нашего общества. В нескольких словах обрисуйте портрет вашего выпускника.

– Ребята, особенно те, кто поступил к нам после 9 класса, после окончания учебы становятся повзрослевшими. Сразу после того, как они проучились один год, становится видно, что они повзрослели даже не на год, а на целых два года. Из училища выходит сложившаяся личность, готовый специалист, полноправный член общества.

– И опора семьи и государства. Спасибо за беседу.

У нас в гостях была заместитель директора профессионального училища № 23 Елена Мельникова.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/07/17/1076.html