Ведущий — Павел Савинкин:
Сегодня у нашего собеседника непростой день – он пришел к нам с прямой линии в «Комсомольской правде». Так что у ректора Амурской государственной медицинской академии, председателя совета директоров вузов Благовещенска Владимира ДОРОВСКИХ день вопросов и ответов.
– Я только что сказал, что у вас нелегкий день. А вообще, бывают ли у вас «легкие» дни? И если бывают, то что для вас – «легкий» день?
– Бывают «легкие» дни, бывают «тяжелые» дни. Для меня «легким» будет тот день, когда я смогу уехать с друзьями на природу.
– Сегодня – пора вступительных экзаменов. Приход поросли новых людей привносит каждый год что-то новое, или же это обычный, рутинный процесс?
– Это никак нельзя назвать рутинным процессом, потому что пора вступительных экзаменов очень интересна. Интересна тем, что ежегодно мы общаемся с новыми людьми, которые уже чем-то отличаются от предыдущего поколения абитуриентов. Хотя времени прошло немного, всего один год, но каждый год к нам приходят новые люди.
«Ежегодно мы общаемся с новыми людьми, которые чем-то отличаются от предыдущего поколения абитуриентов» | |||
– В чем их отличие от прошлогодних абитуриентов – в качестве знаний, в отношении к учебе, в отношении к Родине, в конце концов?
– Ко всему перечисленному вами, а также в отношении к профессии, которую они выбирают, в отношении к семье и в отношении ко всем тем процессам, которые сегодня происходят у нас в стране.
– О событиях в стране, а еще лучше – о событиях в Благовещенске и в Амурской области. Те, кто идет в академию, конечно, наслышаны о событиях, героями которых стали благовещенские медики. Эти события как-то повлияли на настроения абитуриентов, на их желание поступать в АГМА?
– Даже если говорить о количестве желающих получить медицинское образование, – когда я поступал в вуз, количество желающих было 7-8 человек на одно место, – сегодня конкурс на место в медицинском вузе не превышает двух человек на место. Так происходит не только в Благовещенске, это происходит повсеместно, за исключением крупных городов – Москвы и Санкт-Петербурга. Это связано с тем, что престиж профессии врача в России, мягко говоря, принижен. Начнем с того, что нет достойной заработной платы, никто не заботится о том, чтобы выпускник вуза получил жилье сразу по окончании института. В этой ситуации меня радует одно – что в медицинский вуз идут только те, кто избрал для себя эту профессию.
«Престиж профессии врача в России, мягко говоря, принижен» | |||
– Владимир Анатольевич, расскажите о вашем отношении к единому государственному экзамену?
– Я считаю, что та система единого государственного экзамена, которая существует сегодня в России, мягко говоря, не продумана. Сейчас объясню, почему. Мы живем в демократическом государстве, а демократия заключается в том, что у человека всегда есть право выбора. Обязательно должна быть альтернатива, то есть всех построить и строем повести на сдачу экзамена – неправильно. Группа депутатов Государственной Думы ставит вопрос о том, что надо отменить ЕГЭ, и я поддерживаю это решение. У любого человека должно быть право выбора. Если кто-то хочет сдавать ЕГЭ – пишет заявление. Если кто-то не желает сдавать единый экзамен – он может сдавать экзамены традиционным методом и получить соответствующую оценку своим знаниям и способностям. ЕГЭ не выполнил основной своей задачи, стоявшей перед ним – дать возможность выпускнику любой школы поступить в любое учебное заведение. Это очевидно. Других аргументов в пользу ЕГЭ никто не приводит. Когда я прошу назвать в цифровом выражении, насколько увеличилось количество выпускников школ Амурской области, поступивших в МГУ, в Бауманку и другие престижные вузы – я не могу получить ответа на этот вопрос. Не потому, что не знают, а потому, что ответ на этот вопрос будет не в пользу ЕГЭ. Хотя, может быть, как один из методов, ЕГЭ должен остаться.
– Как альтернатива обычному экзамену?
– Да, именно. Если ученик не хочет участвовать в ЕГЭ, он имеет право сдать обычный экзамен.
«Я считаю, что выпускник должен сам выбирать между ЕГЭ или традиционными выпускными экзаменами» | |||
– Согласны ли с вашим мнением ваши коллеги по совету ректоров?
– Не все. Честно говоря, когда два года назад мы довольно активно обсуждали вопрос о внедрении ЕГЭ, так получилось, что я остался один как противник ЕГЭ. Тогда речь шла о том, что дополнительно к русскому языку необходимо добавить экзамен по географии. Особенно бурно возмущался Иван Васильевич Бумбар. Он считал, что ЕГЭ надо внедрять полностью. Через год после того, как мы поучаствовали в этом эксперименте с географией, многие были согласны со мной.
– В том числе и сам Бумбар?
– Да, в том числе и Иван Васильевич. Он согласился с тем, что на сегодня мы не совсем подготовлены к такому экзамену. ЕГЭ в том виде, в каком он сегодня существует, не позволяет с полным основанием сказать, что один выпускник подготовлен к получению высшего образования, а другой – не подготовлен. В этих угадайках-заданиях можно что-то угадать. По вопросам ЕГЭ невозможно выяснить, способен ли ученик рассуждать. Иногда бывает, что, отвечая на наводящие вопросы, выпускник цепляется за них и выдает такую интересную теорию, что порой сам задумаешься и скажешь: «Ничего себе! Как же я до этого не додумался». И я с удовольствием ставлю «5» таким студентам только потому, что они могут мыслить и самостоятельно рассуждать. ЕГЭ лишает такого удовольствия, ровняя всех под одну гребенку. Меня это очень не радует.
– Спасибо за интересный разговор, Владимир Анатольевич. Искренне желаю всем абитуриентам, которые к вам поступают, показать хорошие знания всему профессорско-преподавательскому составу.
У нас в гостях был ректор Амурской государственной медицинской академии Владимир Доровских.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/07/14/1073.html