“Простые вопросы”: Сергей Бердский, режиссер-постановщик спектакля «Эти свободные бабочки»

Ведущий — Сергей Логвинов:

Совершеннейшая сенсация – под занавес очередного театрального сезона на амурской сцене показали премьеру, которая заставит говорить о себе в предстоящем театральном сезоне. Думаю, в ближайшее время заставит говорить о себе и имя Сергея Бердского – молодого парня, которому доверили такую мощную и философски насыщенную режиссуру. У нас в гостях режиссер-постановщик спектакля «Эти свободные бабочки» Сергей БЕРДСКИЙ.

– Сергей, раз я уже заговорил о твоем имени, что в ближайшее время театральные помостки запестрят твоей фамилией, можно ли уточнить, правда ли то, что Бердский – твой сценический псевдоним?

– Правда. У меня была другая фамилия, но сейчас на фамилию Бердский у меня переведены все документы.

– Почему отказался от своей родной фамилии? Нетеатрально звучала?

– Во-первых, звучала нетеатрально, во-вторых, не вмещалась в афиши – все-таки тринадцать букв. Я решил поднимать авторитет своего родного города Бердска, поэтому и взял такую фамилию.

– Ты являешься учеником Леонида Хейфеца?

– Да, я заканчиваю выпускной курс.

– На днях ты возвращаешься в Москву, в свою любимую знаменитую Щуку для защиты дипломной работы, коей и является только что родившийся на нашей сцене свежий спектакль.

– Я люблю думать и считаю, что со сцены нужно нести какой-то смысл. Театр является одной из школ, которые сделаны для народа, которые должны воспитывать, нести смысл в жизнь, давать ответы на поставленные жизнью вопросы. Великие писатели – Гоголь, Чехов, Островский и зарубежные драматурги, – они не просто так писали, причем писали так актуально, что до сих пор по этим пьесам ставятся спектакли по всему миру.

«Театр должен воспитывать, нести смысл в жизнь, давать ответы на поставленные жизнью вопросы»    
 
 

– В твоем спектакле, не знаю, согласишься ли ты со мной или нет, есть некий «манок» для молодежи: в постановке происходит такая очень тонкая, сексуальная сцена с раздеванием. Хотя это настолько выдержано и сделано так деликатно, Сюжет прошел буквально по лезвию бритвы, не сорвался в пошлость. Для чего в спектакле был задуман этот момент?

– Для того, чтобы не только заманить молодежь, но и показать художественный замысел спектакля. Я не делал этого для того, чтобы сказали «О, у нас будет секс на сцене», и молодежь побежала бы смотреть. У нас в спектакле и очень интересная роковая музыка, очень интересное световое решение, но дело не в этом. Дело в том, что все идет по пьесе, все идет правильно, все идет так, как мы это сделали. Я считаю, что это было хорошо.

– Рядом со мной на премьере сидели три человека уже довольно зрелого возраста. Они шипели до конца первого акта: «Фу, какая пошлятина», «Курить запрещено в общественных местах, а они на сцене курят», «Бегают в нижнем белье». В итоге после антракта я их уже не увидел в зале, они ушли. Что ты скажешь по этому поводу? Какую реакцию зрителя на спектакль ты хотел бы увидеть?

– Я бы хотел, чтобы зритель вспоминал себя в те годы, когда он был в возрасте героев спектакля. Сексуальная сцена решена очень интересно, без, извиняюсь за выражение, «плаституции», без пластики. Все было действительно смешно, быстро и стремительно, как иногда случается и в жизни.

– Ты за сентименты зрителя?

– Да, зрительские сентименты нужны в пьесах.

– Что сентименты дают зрителям?

– Эмоции, чувства, внутренние переживания – все это надо «рыхлить». В силу обстоятельств нашего времени, наших жизненных сложностей, люди становятся черствыми и непробиваемыми, это очень плохо. Это плохо, когда человек идет по улице и люди на него смотрят уже как на врага.

«Эмоции, чувства, внутренние переживания – все это надо “рыхлить”»    
 
 

– Когда открывается занавес, первое, что видит зритель – сценография, которая оценивается и по ходу спектакля. Зритель думает, как будет играть и работать тот или иной элемент декорации. Но во время просмотра спектакля «Эти свободные бабочки» я поймал себя на мысли, что вообще не обращал внимания на то, что вместо потолка – трубы, вместо стола – коробка. Я вообще забыл про декорации, на первый план вышли чувства героев.

– Декорации мы восстановили по авторскому описанию. Пьеса начинается с большой ремарки автора, в которой детально описывалась квартира Дональда Герша. Это тоже не просто так, ведь мы понимаем, какой у нас главный персонаж, главный герой – Дональд, поэтому становится понятно, почему автор загружает действие такими сложными деталями. Ведь Дональд сам выбирает себе сложности, вплоть до кровати на двухметровой высоте. Такие детали работают на персонаж.

– Человек преодолевает поставленные сложности, чтобы добиться той самой свободы, о которой и повествует этот спектакль. Скажи, а кто, по-твоему, более свободен – Джил со словарным запасом Эллочки Людоедки, накладными ресницами и шиньоном, или Дональд, ограниченный собственной слепотой?

– По моей задумке, освобождаются все действующие персонажи спектакля. У каждого существует своя грань, свои страхи. Страхи – это ограничение свободы. Если я боюсь войти в темный подъезд, значит, я уже несвободен. Мама Дональда освобождается от своих страхов и переживаний за сына. У Дональда свои страхи, он уже себя воспитал, он может передвигаться, он знает, как ему жить в этом мире, его страхи теперь связаны с женщиной. Страхи Джил связаны с тем, что она боится себя связывать. Ральф Остин в течении одного эпизода понимает что-то для себя и освобождается от своих чувств, от своей любви к Джил. Он уходит, видя, что Джил не меняется и остается прежней.

– Понравилась ли тебе реакция амурской публики на премьеру?

– Мне очень понравилось, и амурские зрители понравилась, я присутствовал не на одном спектакле.

– Занимался не только репетициями, но и посматривал за реакцией народа?

– Конечно, и мне очень понравилось, что люди ходят в театр, собираются полные залы – это дорогого стоит и для театра, и для зрителя. Значит, есть еще, как говорил один из персонажей спектакля Ральф, «мыслящая публика».

«В следующий раз, обещаю, я привезу спектакль-“бомбу”»    
 
 

– Сергей, ты приехал, покорил труппу нашего театра, удивил амурских зрителей, защитил диплом – и все? Неужели нам в ближайшее время не представится возможность новой встречи? Насколько я знаю, тебя приглашают сюда снова? Ты готов приезжать сюда для того, чтобы ставить новые пьесы?

– Конечно. У меня еще как минимум шесть пьес. В следующий раз, обещаю, я привезу «бомбу».

– Спасибо огромное за то, что подарил такой потрясающий спектакль репертуару нашего театра.

Я надеюсь, это была не последняя наша встреча с молодым дарованием, выпускником Щукинского театрального училища Сергеем Бердским.

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/06/10/1050.html