Ведущий — Сергей Логвинов:
Сегодня предстоит очень грустный разговор в программе «Простые вопросы». Мы будем говорить о визитной карточке Приамурья, теплоходе «Капитан Котенко», в недавнем прошлом – знаменитый «Миклухо-Маклай». У меня в гостях директор торгового порта «Благовещенск» Василий Руденко.
– Я знаю, что вы не очень хотели разговаривать на эту тему, но все-таки пришли.
– Да, сначала я не соглашался, потому что все это действительно очень грустно. Но накопилось очень много вопросов, и поэтому я пришел на программу. Звонят со СМИ, спрашивают, просят рассказать про судьбу нашего любимого парохода.
– Да, наш любимый «Миклухо-Маклай», который с 1961 года является символом Приамурья. Так все-таки, закончился срок его эксплуатации или ситуация заставляет?
– Заставляет ситуация. Срок еще не вышел, его еще можно было эксплуатировать.
– Значит, это не просто ссылки на мелководье Амура, на то, что нет денег на капитальный ремонт? Если найдутся спонсоры, если найдутся люди с деньгами, если найдутся умные решения, то «Капитан Котенко» будет жить?
– Вы сказали про мелководье. Я вчера разговаривал с начальником бассейного управления пути, и прогноз на июнь такой, что уже будет опасно работать. Мы уже сегодня работаем на мелкосидящих судах типа РТ-300, а теплоход «Капитан Котенко» имеет осадку около двух метров. Чтобы пройти хотя бы до Хабаровска, нужно перейти лимитирующий Союзовский каменистый перекат, который продолбили когда-то голландским земснарядом, увеличили глубину, когда ходили на линии Поярково-Комсомольск. Сегодня Бурейская ГЭС эти 40 сантиметров у нас «слизнула», и вернула на прежний уровень.
– То есть, там самое критическое место?
– Да, самое опасное место. Что касается сроков эксплуатации, то, как вы сами сказали, пароход построен в 1961 году. Он проходил модернизацию на китайских верфях, но корпус ему не ремонтировали, не укрепляли ни разу.
– Тогда еще «Миклухо-Маклай», знаменитые в то время «рыбные рейсы». Это были окупаемые рейсы?
– Нет, не окупаемые.
– Окупаемыми они были только для предпринимателей, которые икру возили, но не для речников?
– Совершенно верно. Если сегодня окупить кету, и назначить цену за путевку – это будет «золотая» кета. На ВДНХ есть рыба разных видов, на городском рынке все есть. Рядом с Амуром до Хабаровска сегодня дорога, не скажу, что отличная, но уже за 8-9 часов можно доехать на автомобиле. И от Хабаровска до Комсомольска прекраснейшая дорога.
– Если пассажирские перевозки всегда были убыточными, они как-то перекрывались за счет грузоперевозок?
– Перекрывались. Времена были советские, и если партия говорила – «надо», значит, надо было людей возить.
– «Надо» можно и сейчас сказать.
– Сегодня уже не скажешь «надо». Сегодня я могу сказать: «Дайте денег на топливо и прочее, и тогда я повезу». Тогда речникам давались межнавигационные, беспроцентные кредиты для подготовки судов к навигации, для ремонта. А сейчас я должен все это заработать. А за тонну топлива сейчас надо заплатить 27 000 рублей, а чтобы «Котенко» снарядить на рейс до Николаевска и обратно, необходимо 37 тонн топлива. Вот и подсчитайте – путевка обойдется в 50 000 рублей. В прошлом году было совещание у нас, по Волге. Там в основном иностранный туризм. Иностранцы хотят посмотреть линии от Астрахани до Кижей, на Белое море, и так далее.
– То есть, они платежеспособны.
– Платежеспособны. А у нас на Амуре два таких красавца стоят уже третий год в Хабаровском рыбфлоте.
– Мы не единственные?
– Да, вот «Ерофей Хабаров», который только что вернулся с модернизации, эксплуатировали год, понесли убытки, правление решило его поставить. И теплоход «граф Муравьев-Амурский» тоже стоит.
– Если бы в вашей воле было не списывать «Капитан Котенко», а все-таки дать ему новую жизнь, что для этого нужно было сделать?
– Сейчас нужны деньги для того, чтобы сделать этот пароход.
« Капитальный ремонт, подъемка в доки и ремонт движительно-рулевого комплекса будут стоить около 4 000 000 рублей.» | |||
– Допустим, нашлись деньги, сделали капитальный ремонт. Но несмотря на это, все равно его эксплуатация останется убыточной? Сколько всего нужно денег для того, чтобы он жил? В каких объемах нужны дотации?
– Суточное содержание этого теплохода обойдется около 70 000 рублей. В эту сумму входит и амортизация, и зарплата команде, и налоги. Это полная калькуляция работы теплохода.
– В месяц получится два с чем-то миллиона.
– Я еще раз вернусь к вопросу о дотациях. Мы знаем, как содержать – содержать можно за счет грузоперевозок.
– Объем грузоперевозок сократился?
– Конечно, сократился. Порт Благовещенск вычеркнули из портов, перевозящих круглый лес.
– Не от того ли это, что произошел передел собственности всей прибрежной базы?
– Именно от этого.
– То, что делали раньше вы, сейчас делают другие?
– Металлолом нельзя возить, круглый лес нельзя возить, а что возить? Получается, нечего возить.
– А как вообще торговый порт живет сегодня?
– Живем надеждой на то, что наладят работу с Китаем. Таможня обещает, что через два дня полностью заработают наши склады временного хранения, площадки временного хранения. На рейде сегодня стоит 13 барж и пять китайских буксиров. И российские стоят уже с 16 числа, поэтому ждем работы.
– Василий Семенович, а вы никакой новой жизни для этого судна не видите? Как его еще эксплуатировать можно?
– Я часто бываю на Волге, бываю в Москве. Там после списания их ставят под рестораны, под кафе, под гостиницы, и мы сами, когда нас вызывают в Министерство транспорта, проживаем в таких гостиницах, на теплоходах в северном морском порту. Так можно было бы сделать и с нашим судном.
– Вы – бывалый капитан, и капитан Котенко, Виктор Юрьевич Котенко, был вашим другом. Грустно, наверное, вам сейчас переживать все это?
– А как же. Мы с ним прошли по жизни бок о бок, с 1957 года вместе, и работали на одном судне вместе. Мне дорог этот человек, и очень дорога память о нем. После его ухода из жизни мы назвали его именем теплоход.
– Правда ли то, что после списание имя «Капитан Котенко» перейдет к другому теплоходу?
– Да, мы уже направили документы для этого.
– Василий Семенович, последний простой вопрос, хотя он не такой простой, как кажется. Все, поставлена точка? Уже никаких новых решений не будет?
– Нет никаких предложений, нет никаких новых решений.
«Мне хочется принести извинения людям, которые надеялись. Особенно жалко, что больше не будет детских рейсов.» | |||
– Спасибо за то, что вы к нам пришли, спасибо за правду, которая есть, но от всего этого все равно грустно.
– Конечно, грустно. Если найдется богатый человек, я буду решать вопрос о продаже теплохода. Можно было бы завести теплоход на Мухинку, к какому-нибудь живописному берегу Зеи. На Амуре нельзя, потому что здесь у нас граница.
Это были «Простые вопросы». У нас в гостях был директор ЗАО «Торговый порт Благовещенск» Василий Руденко. Мы говорили о том, что к сожалению, теплоходу «Капитан Котенко» предстоит списание.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/05/29/1038.html