“Простые вопросы”: Елена Астапова, избранный ректор Амурского государственного университета

Ведущая — Эльвира Оверченко:

– Здравствуйте, спасибо, что нашли время в своем жестком графике и пришли к нам в студию. Я правильно сказала: «избранный» ректор? Вас выбрали на конференции, но теперь предстоит еще утверждение в Москве, то есть еще один этап, последний?

– Да, Эльвира, вы сказали правильно. Избрание произошло на конференции сотрудников университета, а утверждение будет в Министерстве образования и науки, должен выйти приказ.

– Когда?

– Очевидно, в июне.

– Кто пришел к руководству Амурским государственным университетом? Вы из Казахстана, правильно?

– Да.

– Вы окончили Московский государственный университет?

– Да.

– Вы доктор физико-математических наук, заведующая кафедрой физического материаловедения?

– Да.

– Вы имеете троих взрослых детей?

– Да.

– Как вам все это удается? Получается, вы живете на работе?

– Нет, я живу на работе только половину суток, остальное время все-таки не на работе.

– Вы четко планируете свою деятельность? Как вам это удается?

– Секрет в том, что

«за мной стоит большой коллектив. Это такие сотрудники, которые умеют работать, которые хотят работать, которым я очень благодарна. С таким коллективом можно все.»    
 
 

– Говорят, что вы жесткий руководитель. Это так?

– Я всегда удивляюсь, когда это слышу, потому что по характеру я очень спокойный человек, и некоторые даже говорят, что мягкий. Но, с другой стороны, я требовательный человек.

– Вот один маленький штрих к портрету. Наш оператор во время конференции хотел снять ваши эмоции в тот момент, когда назвали вашу фамилию, когда вы победили на выборах ректора. Он не увидел тех эмоций, которые ожидал увидеть. Потом после конференции вас пришли поздравить люди, но поздравлять было некого, так как вы были уже на лекции. Вы не считаете, что это событие кардинально поменяло вашу жизнь?

– Конечно, это важное событие, но я не оцениваю это как событие, поменявшее мою жизнь. Я его оцениваю как событие, в котором выразилось отношение сотрудников ко мне. Когда я услышала результаты голосования, первой мыслью было то, что коллектив мне доверяет, и коллектив считает, что я смогу быть достойным руководителем, и университет будет достойно развиваться.

– Ожидаются ли какие-то кардинальные перестановки в команде проректоров?

– Так получилось, что когда Андрей Дольевич ушел с должности ректора в декабре, работали еще два проректора. Елена Николаевна, проректор по экономике и перспективному развитию, уволилась в феврале, и остался один проректор по учебно-научной работе, это я. Поэтому вопрос так не стоит, что нужно менять команду, потому что команду необходимо будет набирать.

– Кто будет проректором по научно-учебной работе? Присмотрели ли вы кого-нибудь на свое место? Вы будете приглашать кого-то или это будут свои специалисты?

– Я могу сказать, что представляю, как должен работать этот человек. До выборов я никому ничего не обещала, и в коллективе это знают, что я ни с кем не разговаривала по этому поводу. Я считаю, что это правильно. Проректоров должно быть несколько: по учебной работе – отдельно, потому что очень большой объем работы. По научной работе – отдельный проректор, также по экономике обязательно должен быть проректор. А конкретные кандидатуры еще пока обдумываются, и мне хочется посоветоваться с коллективом. Сейчас планируется провести такой опрос, на котором могут высказаться все желающие, у каждого есть свое мнение. С командой проректора работает не только руководитель, а работает весь коллектив, заведующие кафедрами, деканы, руководители структурных подразделений. Проректор по учебно-научной работе с одной стороны должен быть профессионалом, а с другой стороны он должен уметь решать вопросы деликатно и уметь работать с людьми. Это тоже важно.

– Вы не будете решать директивно– это будет здесь, а это здесь. Вы будете советоваться с коллективом и принимать взвешенные решения?

– Я буду советоваться и принимать взвешенные решения, но это не значит, что по большинству советов я назначу того проректора, за которого будет большинство голосов.

– Вы чувствуете, что в вузе есть оппозиция? Все-таки расклад голосов такой: 77% голосов – за вас, и 38% голосов было отдано за Евгения Еремина, который тоже выходил на выборы.

– Я бы не сказала, что есть оппозиция, я считаю, что это правильно – у людей было право выбора. У каждого сотрудника было право выбирать.

– Но в работе это сейчас не сказывается? Выборы прошли, ситуация спокойная и все работают дальше?

– Я надеюсь, что ситуация спокойна, и со своей стороны, если я что-то увижу, то постараюсь людей успокоить.

– Потому что были опасения, очень сложная ситуация, Москва спустила именно такую – что два кандидата и оба работают в вузе. Было очень сложно выбрать. Выбирать было бы проще, если, скажем, один из кандидатов был амурский, другой неамурский, так тоже могло быть, но ситуация была именно такая. Елена Степановна, все привыкли, что АмГУ у нас всегда самый: самый молодой, самый большой и самый первый во всем. Есть такое мнение, что эти позиции стали утрачиваться. Вы так не считаете?

– Я так не считаю. Были некоторые сложности в Амурском университете, но и на сегодняшний день он остается сильнейшим вузом. Я очень уважительно отношусь ко всем нашим вузам в нашем городе, и про каждый вуз могу сказать много хорошего. Есть отдельные люди, отдельные специальности, которые есть только в отдельно взятом вузе. В Амурском университете очень сильные позиции по всем направлениям. Инновационная деятельность у нас очень хорошо развита, у нас достаточно хорошо развита научная деятельность, у нас работает несколько докторских советов, у нас издаются журналы ВАКовские, защищается много диссертационных работ. Конечно, есть и некоторые недостатки в работе, мы будем их исправлять.

– Вы говорили, что собираетесь развивать международное сотрудничество?

– Да, обязательно.

– Скоро ли в АмГУ образуется бакалавриат и магистратура?

– Направления бакалавриата уже отлицензированы, еще в прошлом году я занималась этим как проректор. На коллегии в феврале было решение. У нас отлицензированы сорок три специальности и несколько десятков направлений бакалавриата. Мы уже можем набирать на бакалавриат.

– А будут ли на базе вуза готовить специалистов для Амурского космодрома? Или это все-таки будет не наш вуз?

– Этот вопрос прорабатывается, он не такой простой, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что технические специальности требуют больших финансовых затрат. На запрос, поступивший из Министерства образования при Правительстве Амурской области, мы ответили, что вуз готов рассматривать варианты подготовки специалистов по техническим специальностям.

– Грубо говоря, заявку сделали, но ответа еще не получили?

– Заявку мы еще не сделали, еще нужно проработать вопрос о том, какие специальности нужны. После этого направим заявку, предварительно посчитав, сколько денег потребуется. Это очень дорогие специальности, нужно будет обеспечить материальную базу и закупить новое оборудование.

– Сколько вы знаете женщин-ректоров? Это частое явление?

– Санкт-Петербуржский университет и у нас, на Дальнем востоке есть женщина-ректор.

– Вообще, мир – мужской. Мужчины-руководители, мужчины в науке достигают высот чаще, чем женщины, мужчин-начальников больше, в конце концов. Есть такое мнение, что если на руководящую должность пришла женщина, то сейчас начнется, прошу прощения, цитирую близко к тексту, «бабье царство». Женщина-руководитель будет руководить не так, как руководил бы мужчина. Вы с этим согласны?

– Сначала нужно определить, как руководит мужчина. Я не думаю, что нужно делить такие понятия, как женщина-руководитель, мужчина-руководитель. Нужно смотреть, как человек работает, какой из него руководитель. Если женщина способна руководить, почему бы ей не быть руководителем. Если мужчина достоин и способен руководить, и есть результаты его работы. Вообщем, нужно смотреть по результатам.

– Спасибо, я желаю вам удачи. Пусть все получается.

Это были «Простые вопросы» и моя гостья сегодня избранный ректор Амурского государственного университета, Елена Астапова.

 

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/05/27/1034.html