“Простые вопросы”: Вера Чигарских, заведующая палеонтологическим музеем Амурского научного центра ДВО РАН

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Давно мы на своем канале не говорили об уникальных амурских динозаврах, которых откопали наши палеонтологи. Малая часть коллекции хранится в палеонтологическjм музее Амурского научного центра дальневосточного отделения Российской академии наук.
Сегодня у меня в гостях заведующая музеем Вера Ивановна ЧИГАРСКИХ.

– Вера Ивановна, мы с вами знакомы уже много лет. Много лет назад был другой канал, мы работали на другом канале, а вы работали в краеведческом музее и водили экскурсии по первому этажу, где были выставки животных. Вы запомнились посетителям тем, что рассказывали историю как сказку. Сейчас вы работаете уже в другом месте. Сколько лет?

– Я уже седьмой год работаю с палеонтологами. Занимаюсь экспозицией, выставкой, которая называется «Последние динозавры Азии».

– Вы называете это выставкой. А это музей или все-таки выставка?

– Официально у нас пока экспозиция, выставка, потому что мы поставили ее временно. Но как всегда у нас бывает, все, что не временное, то постоянное. Потом наступил такой момент, когда из де-факто перевели в де-юре. И вот уже почти год мы именуемся музеем. Хотя музей, конечно, планируется, и планы у нас хорошие. Но пока все это лишь планы.

– Сейчас самый главный экспонат палеонтологического музея – копия скелета динозавра?

– У нас даже не одна, а две копии.

– А где сейчас находится музей?

– Наша выставка как открылась в 2001 году по адресу: переулок Релочный, 4, так там и находится.

– А все могут посмотреть? Все, кто сейчас увидит передачу, завтра к вам придут и скажут: «Хочу посмотреть» Покажете?

– Покажу. И в субботу, и в воскресенье. Единственное условие – предварительно нужно созвониться. Наш телефон: 44-27-10.

– Вы работаете абсолютно для всех, это не закрытая информация? И что еще есть в вашем музее, кроме копий скелетов динозавров?

– Конечно, эти экспонаты открыты для всех. У нас стоит большой скелет динозавра, который собрали год назад. Потом собрали второго, маленького птенчика, амурозаврика, которого откопали на нашем благовещенском кладбище динозавров. Правда, обе эти копии стоят у нас в основном корпусе института геологии и природопользования. Вот туда вход ограничен, потому что наш институт – это все-таки режимное предприятие. А вот на выставку на Релочном, 4, – всегда пожалуйста.

– Много лет говорится о том, что неплохо было бы создать палеонтологический музей. У нас есть такие уникальные находки и работы ученых. Мало где, наверное, откапывают динозавров, и это на самом деле научное открытие и вообще достояние. Но мы не умеем этим пользоваться. Вот мы говорим о том, что нужно сделать музей, палеонтологический музей. Иностранцы проявляют интерес, турфирмы говорят: «Сделайте, мы будем водить туда посетителей». Но все никак не получается. Почему, как вы считаете? Чего не хватает для того, чтобы был музей?

– Самого элементарного – денег.

– А помещение? Я знаю, что говорили о здании бывшего кинотеатра «Амур».

– Пока еще искали место для проведения выставки, у меня было «планов громадьё». Дело в том, что я и в одном месте, и в другом, и в кинотеатре «Россия» предполагала. Еще в бывшем кинотеатре «Амур» зоопарк жил, я пришла к Сергею Дружину, он тогда директором был, и говорю: «Сереж, покажи мне, что там внутри». Он открыл. Я говорю: «Боже мой, какая разруха» Но у меня возникла мысль, что можно так или этак переделать, но потом оказалось, что эта территория принадлежит городу, а наш институт принадлежит Академии наук, и договориться не получилось.

«Музей динозавров – это пока мечты, потому что я не знаю, когда у нас будут средства. Наука выделит денежки, значит, мы что-то сделаем. По кусочкам. Появятся средства – и сделают нам вот этот купол, и мы начнем потихоньку все оформлять»    
 
 

– То есть с помещением вопрос не решен? Получается, не только денег, но и места нет?

– Место есть. В 2005 году к нам приезжали академики, восемь человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска – люди, заинтересованные в работе геологов Амурской области. У меня планы роятся в голове, и я им говорю: «Вот представьте, музей под открытым небом (есть такой термин в музееведении). Смотрите, вот раскоп, вот, допустим, какой-то шатер, а по краям шатра – экспонаты более мелкие. То, что раньше было выкопано, скелеты, может быть, поставить, информационный материал. Работать тут можно было бы круглый год». И что интересно, в конце концов Иван Болотский съездил в Японию на открытие выставки, потом он туда ездил на конференцию в этом году, участвовал в конференции. Японцы интересуются, поскольку в буклете, который он привез из Японии, я увидела свои мысли.

– В 2003 году, когда к нам приезжал Сергей Миронов, вы проводили экскурсию, показывали ему все, говорили о том, как важно нам открыть этот палеонтологический музей, и даже подарили позвонок динозавра. Он с большим интересом все это смотрел, слушал, и сказал: «Науку надо поддерживать. Это один из китов, на которых стоит наша страна. Обязательно будем поддерживать». Уехал и забыл, или что-то изменилось с того времени?

– После его приезда, я не знаю, с чьей подачи это было, но к нам приезжали самые именитые ученые нашей страны. Все идет потихоньку, конечно, но первый шаг уже сделан. Когда к нам приезжали американцы, Юрий Леонидович, представляя нашу выставку, сказал: «Это – эмбрион» То есть зародыш будущего музея.

– Скажите, а у горожан есть интерес к посещению музеев? Иногда говорят о том, что у людей падает интерес к музеям потому, что экспонаты нельзя потрогать, потому что экспонаты не меняются, выставки одни и те же.

– Очень давно я была на конференции в Москве. У нас была так называемая школа, где собирались заведующие отделами и директора музеев природы. И вот директор музея природы г. Киева (я его фамилии сейчас не помню), рассказал такую байку: «Мы выставили чучело медведя, специально для того, чтобы посетители имели возможность его потрогать. Через полтора года он облез полностью». Этим все сказано. Очень хочется потрогать экспонаты, но сегодня его потрогают, а через несколько лет кто-то не увидит этот экспонат.

– Замечали ли вы, что люди разбирают экспонаты на сувениры?

– Был момент, когда унесли непонятно зачем. Я уже говорила, что у нас есть маленький амурозаврик, и в прошлом году мы стояли три с половиной дня на нашей ярмарке. А когда вернулись домой, пальчика одного не обнаружили.

– Я уже даже сбилась со счета, сколько всего у нас всяких разных динозавров. Скажите, в какой-нибудь обозримой перспективе будет ли у нас музей, где все это можно будет посмотреть? Или все это пока что мечты?

– На сегодняшний день это мечты, потому что я не знаю, когда у нас будут средства. Как наука выделит денежки, значит, мы что-то сделаем. По кусочкам. Кусочек сделали – собрали олоротитана, еще кусочек сделали – собрали амурозавра. Возможно, появятся средства – и сделают нам вот этот купол, и мы начнем потихоньку все оформлять.

– Большое спасибо за разговор.
Сегодня у меня в гостях была заведующая палеонтологическим музеем Амурского научного центра дальневосточного отделения Российской академии наук Вера Ивановна Чигарских.

 

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/05/23/1032.html