Ведущий — Павел Савинкин:
«Любите ли вы театр? Любите ли вы его так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением…» – это сказано, к сожалению, не мной, Белинским, но под каждым словом я готов подписаться. Влекомый этой любовью, я побывал в зале нашего драмтеатра, где прошла сдача спектакля «Прозоровы. Взгляд из будущего» по чеховским «Трем сестрам».
Возникшие вопросы я задаю режиссеру Дмитрию ГОРНИКУ. Сегодня он гость «Простых вопросов».
– «Три сестры» – скучнейшее произведение у Чехова, которое я и в университете читал, и на днях специально перечитал. Дмитрий Алексеевич, как вы решились на постановку этой нудятины?
– Во-первых, не совсем нудятины, даже в оригинале. Во-вторых, чтобы на сегодняшний день ставить Чехова, вообще классику, надо иметь концепцию. Нет смысла повторять текст, который все знают наизусть. Поэтому начиналось с того, что возникла концепция.
«Учитывая то, что в амурском театре я уже на четвертой постановке, у меня была уверенность в том, что мы эту вершину возьмем. И мы ее взяли» | |||
– Да еще и смелость.
– Да, это само собой, это не обсуждается. Возникла концепция – раз. Во-вторых, юбилей театра, которому 125 лет. И учитывая то, что в этом театре я уже на четвертой постановке, у меня была уверенность в том, что мы эту вершину возьмем. И мы ее взяли.
– Вы режиссер-гастролер. Признайтесь, в чьих еще театрах вы ставили эту пьесу? Ни за что не поверю, что все решения пришли здесь, за время вашего короткого пребывания.
– Именно этот проект и эта концепция делались с нуля. Дело в том, что есть предыстория. Я был ассистентом Анатолия Васильевича Эфроса на «Трех сестрах» на Малой Бронной. А оттуда все и началось. Я постепенно накапливал какие-то вещи, которые в результате оказались повтором того, что делал Эфрос. И мне пришлось с нуля вести какую-то свою концепцию. Собственно, она возникла за несколько дней до поездки в Благовещенск, а здесь продолжилась практически на импровизации. Об этом вам скажут актеры.
Когда у меня возникает слово «классика», то это в первую очередь Чехов. А когда возникает Чехов, то в первую очередь это «Три сестры» – нуднейшая, как вы сказали, из пьес Чехова.
– Из каждого слова пьесы сквозит русскость, эти вечные нерешительность, самокопание, самобичевание, даже своеобразное самосожжение. И вдруг совершенно узнаваемая западная музыка Вивальди, Доницетти или Корелли, Бетховена. Это находка режиссера?
– Я должен сказать, что весь спектакль – это режиссерский авторский спектакль, начиная от концепции, с оформления, то есть со сценографии и пластики спектакля, и заканчивая маленькими деталями. Это мой авторский спектакль.
– Фонограмма в начале текста не вызывает неприятия, во всяком случае у меня не вызвало. Но в финале, там, где звучат монологи Марии, Ирины, Ольги, особенно Ольги – тот самый надрывный крик души «Зачем живем? Зачем страдаем?» – и вот это под «фанеру»? А где чувства сопереживания?
– Значит, вы немножко не поняли. Это как раз то, что входит в понятие концептуального спектакля. Здесь использован прием, который никто не применял в истории постановок «Трех сестер». В этом оригинальность. Сестры выходят из зала. Это наши современники. Они переходят через некое временное пространство и оживляют тот театр мадам Тюссо, который вы видели на сцене, картинку, и спектакль идет как воспоминание. А потом они возвращаются обратно к нам. Но перед тем как они возвращаются, все персонажи, обращаясь к залу, говорят: «Мы жили 100 лет назад. Мы были такими глупыми, наивными, у нас были такие вот идеалы, устои. Но через 100-200 лет, мы говорили, что люди будут умными, мудрыми и будут знать, ради чего они живут» и спрашивают у зала: «Мы сегодня знаем?»
«”Прозоровы. Взгляд из будущего” – это мой авторский спектакль. Когда у меня возникает слово “классика”, то это в первую очередь Чехов. А когда возникает Чехов, то в первую очередь это “Три сестры”» | |||
– Да не знаем мы сегодня ответ, это однозначно. Вот на этом я и прекращу придираться. Скажу прямо, я был покорен спектаклем. Не страшно было в наше время, когда все привыкли к развлекалову, ставить такой спектакль?
– Сейчас очень хорошее время для этого. Один мудрый человек, Мао Цзэдун, сказал: «Чем хуже – тем лучше». Интересная вещь. В те времена, когда плохо, очень хорошо сделать что-то хорошее. В контраст. Когда все привыкли к крови, насилию, убийствам. Ведь у нас что ни сериалы, то бандиты – менты, менты – бандиты, стрельба. И на этом фоне, я иногда так говорю, надо ставить «Алые паруса».
– Да не пойдут смотреть!
– Пойдут. Люди устали от стрельбы, крови и насилия, и на этом можно сыграть в контрасте.
– Вы примеряли этот спектакль к нашим актерам?
– Частично. Потому что я все-таки последний раз был здесь восемь лет назад, и многое изменилось за это время – кто-то ушел, кто-то умер. Но у вас появились новые актеры, молодые, очень перспективные, с которыми можно поднимать очень хороший серьезный материал.
– Это было видно в спектакле.
– Да. Я делал ставку на этих молодых.
– Вы приезжаете, уезжаете. Не хотелось ли бросить где-нибудь якорь, или вы, как эти три сестры, постоянно хотите в Москву? Правда, в отличие от них вы там периодически пребываете.
– Якорь бы бросил там, где был коллектив, который я сформирую. Вообще у меня есть своя антреприза в Москве. Это своего рода театр, но очень специфический театр. Я работаю со звездами спектакля и кино, мои проекты идут по всему миру – и в Европе, и в Америке. Но антреприза имеет свою специфику, а я, как профессиональный человек, человек определенной школы, имею свои маяки в творчестве. Я имею в виду и Эфроса, и тех педагогов, у которых я учился, в частности, в кино у Бондарчука Сергея Федоровича. Эти люди остаются моими маяками, поэтому антреприза меня не греет. Это для работы, для того, чтобы как-то жить.
– Для некоего самовыражения.
– Да. А по большому счету идеальный вариант – театр, свой театр.
– Вы пришлись нашему зрителю, нашей труппе и руководству нашего театра. Ни за что не поверю, если вы скажете, что в вашем портфеле нет ничего нового для нашего театра, особенно в юбилейный год.
– Есть и для вашего театра, и для других.
«Сейчас очень хорошее время для того, чтобы ставить классику. В те времена, когда плохо, очень хорошо сделать что-то хорошее. В контраст. Когда все привыкли к крови, насилию, убийствам» | |||
– Не говорите про другие театры.
– Хорошо. Поскольку есть специфика поездок, я все время должен быть готов к любому жанру, к любым обстоятельствам, к экстриму и так далее. Поэтому, если у меня есть какая-то своя собственная заинтересованность, есть хорошее предложение, хорошие актеры, есть предлагаемые хорошие обстоятельства, я брошу все и поеду. То, что сделал сейчас. Потому что я должен буду сейчас работать у Виктюка, и мы уже договорились о постановке. Но там перетягивались сроки, в итоге я беру это время и приезжаю сюда. И я не пожалел об этом.
– Спасибо за беседу.
У нас в гостях был Дмитрий Горник – постановщик спектакля «Прозоровы. Взгляд из будущего».
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/05/16/1027.html