Ведущая — Наталья Шлямова:
Добрый день! Вы смотрите «Простые вопросы», и сегодня мы поговорим о ЖКХ, о вновь наболевшей теме. Большая канитель ждёт нас с 1 сентября, да и уже началась в эти последние августовские дни. Помимо подорожания с 1 числа услуг на водоотведение, водоснабжение и теплоснабжение мы с вами, плательщики услуг ЖКХ, должны обязательно сообщать в РКЦ показания наших счётчиков индивидуального учёта, причём в строго установленные сроки. Кому это надо? Законно ли это? Мы сегодня побеседуем с начальником юридического отдела «Союза старших домов» Владиславом Александровичем Сиваковым.
– Здравствуйте!
– Здравствуйте.
– Владислав Александрович, первый вопрос, который назрел. Это только для тех, кто платит в «Энергокомфорт»?
– Вообще все эти сведения в обязательном порядке по закону должны быть сформированы до 1 сентября 2012 года соответствующими поставщиками коммунальных услуг. Но по факту, скажем так, на этой новой волне не очень приятной пока реагирует в основном «Энергокомфорт-Амур».
– В законе прописано, что мы, плательщики, должны сообщать о том, сколько услуг мы потребили и на какую сумму любым доступным способом. Откуда взялись эти дополнительные требования? Я же в квитанции пишу ручкой, сколько я потребила.
– Если немножко в юридическую плоскость здесь уйти, то такая обязанность есть и в 354 постановлении правительства, которое у нас вступает с 1 сентября данного года и уже взамен фундаментальному закону. Это 307 было постановление о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, это тот закон, по которому мы жили уже практически 10 лет. Там есть 34 статья, подпункт В, согласно которому собственники обязаны ежемесячно эти сведения предоставлять соответствующим поставщикам. Но опять таки не указано, каким способом. Это может быть от телефонного звонка, либо отправка по электронной почте расчётно-кассового центра, и уже заканчивая конкретными актами снятия показаний с приборов учёта.
– Подождите! Получается, что РКЦ могут сами вводить свои подзаконные акты, требования, как им это удобно?
– Здесь у нас немножко другое положение закона. У нас разрешено всё то, что законом не запрещается. Можно с такой точки зрения смотреть. Вообще по закону желательно, чтобы все такие акты, а точнее показатели приборов учёта, снимались по конкретному акту в присутствии обеих сторон. Это соответственно представитель управляющей компании и собственник. Но реализовать это положение в масштабах целого города, если объективно смотреть на вещи, нереально.
– Нереально, действительно. Я должна быть дома в рабочий день, ждать этого человека, придёт он, не придёт, возможно, он задержится. А вдруг он не пришёл? Да, невозможно.
– Поэтому это можно назвать сейчас крайними мерами, не более того. Есть законы довольно таки суровые в этом плане. Реализовывать его нужно, ищут все возможные пути. Я знаю, некоторые расчётно-кассовые центры уже прорабатывают такие схемы, как индивидуальный виртуальный кабинет в Интернете у каждого из собственников, за лицевым счетом он сможет войти. Вплоть до смс-информирования.
– Но здесь вступает закон о персональных данных, вплоть до того, что электронная цифровая подпись, к чему стремится вся Россия, но это далёкое будущее.
– Если честно, на сегодняшний день ни сама система, ни сами жильцы просто к этому не готовы. И для того, чтобы его действительно реализовывать, есть ряд законов, которые друг другу противоречат либо, мягко выражаясь, ставят палки друг другу в колёса.
– Это сейчас происходит во всех регионах, такая котовасия?
– Да. Закон на федеральном уровне принят, поэтому подлежит исполнению на всей территории России.
– Хорошо. РКЦ просит нас предоставлять до 28-го числа, или до 25-го, я уже не помню.
– До 28-го, да.
– Вопрос, куда деваются последние дни месяца?
– Здесь у нас тоже есть интересная путаница в этих сроках. С одной стороны, расчётно-кассовый центр старается в районе 15-х чисел выставлять свои квитанции, чтобы население могло уже либо оплатить, плюс кто-то получает пенсию, допустим, сразу они стараются не держать, сразу пойти оплату производить. И точно также, насколько я помню, до 25-го числа текущего месяца у нас в обязательном порядке получают субсидии граждане.
– Да.
– А показания приборов учёта за текущий месяц у нас по этому закону нужно снимать уже после 25-го числа. Опять нестыковка идёт части сроков.
– Это, вроде как, предполагается нам накидывать, да, сколько вы примерно потратите?
– Да. Но даже если логически посмотреть, дата совершения оплаты по этим квитанциям в любом случае будет раньше, чем фактически показания. То есть показания счётчиков можно с запасом взять, но оплату то вы не произведёте никак. Поэтому у нас курьёз вот в этих сроках идёт. И как оно будет реализовываться?
– Я процитирую директора РКЦ «Энергокомфорта» Марину Сильвонец, она говорит, что если потребитель не предоставил свои показания, то в будущем мы будем рассчитывать ему как норматив, и если он принесёт эти показания, то мы пересчитаем. Я, честно говоря, плачу не каждый месяц, потому что у меня небольшая сумочка выходит, мне удобно раз-два раза в месяц прийти и заплатить. Зачем эти лишние походы в РКЦ. Честно говоря, я буду так. Что мне за это грозит?
– Пеня – это отдельно, она предусмотрена законом: до 10-го числа, следующего за расчётным, обязаны произвести оплату. Если собственник не предоставляет в течение трёх месяцев свои показания, то по истечении трёх месяцев ему имеют право начислить по нормативам. То есть ему в квитанции придёт нормативный расчёт.
– Большую волну обсуждения на форуме сайта «Амур.инфо» вызвали сообщения по горячим линиям, по Интернету. Где гарантия, что по горячей линии не позвонит мой сосед, какой-нибудь мой враг и скажет, что я насчитала тысячу киловатт себе?
– К сожалению, это побочный эффект этих крайних мер. Потому что по телефону единственная мера предосторожности, которая может быть, это номер лицевого счёта. Но у нас квитанции кладутся в почтовый ящик, или есть такая тенденция, что на подоконниках их раскладывают и каждый ищет свою. От этого никто не застрахован. На сегодняшний день это так. В теории эти показания должны уже в бумажном виде подаваться. Но на практике это нереально.
– Есть ещё какие-то изменения, о которых люди не знают, но, тем не менее, они грядут?
– Ужесточается борьба с неплательщиками. В чём она выражается? Если раньше и мели право отключить электроэнергию либо ввести какое-либо ограничение по истечении 6 месяцев, теперь эти сроки сместились в меньшую сторону: всё то же самое, но только 3 месяца. Но есть одна особенность. Даётся не трёхмесячный срок, а трёхмесячный норматив потребления. Если человек январь, февраль и март, допустим, равными долями по 50 киловатт потреблял электроэнергию, а в апреле он за одну неделю потребил 150 киловатт – трёхмесячный норматив, то фактически уже есть основания к его отключению. Но по узаконенной процедуре.
– Это всё с 1 сентября?
– Это всё с 1 сентября.
– Ещё, я так понимаю, с 1 сентября мы должны платить не только по индивидуальным счётчикам, но и общие какие-то нужды?
– Здесь получается не сколько по счётчикам, сколько обязанность по оплате за общедомовые нужды, по освещению это может быть подвальное помещение, подъезды, аналогия по воде и по теплу. Обязаны оплачивать независимо от приборов учёта. Если прибор учёта есть, то по фактическим потреблениям, если их нет, то это идёт по определённым нормативам, которые сейчас уже разрабатываются. Поэтому нужно быть уже готовым, что в любое время в квитанциях, которые будут, в зависимости от того, как расчётно-кассовый центр быстро среагирует на это нововведение, будет введена ещё дополнительная оплата за общедомовые нужды.
– Я послушала, я так понимаю, что мы, наверное, будем не один раз встречаться. Очень много всего надо знать. Спасибо, что вы сегодня пришли.
Что я могу добавить? Что наш российский гражданин должен знать все свои права и обязанности. Я уже думаю, что стоит какие-то курсы организовывать по повышению грамотности по услугам ЖКХ, по компьютерной грамотности, раз сейчас всех вовлекают в платежи, сообщения по электронной почте. Ну что ж, поживём – увидим. Но всё-таки хочется, чтобы о людях тоже думали. Спасибо.
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/08/29/2739.html