Ведущий — Александр Ярошенко:
Эстрадный и духовой оркестры нашего города без малого полтора десятилетия играли в городском саду и не только. Радовали своей музыкой благовещенцев и гостей областного центра. Но вот наступили времена реорганизации в этих музыкальных коллективах, и музыка визитной карточки областного центра стихает. Сегодня гость «Простых вопросов» Ринат Хайретдинов, бывший руководитель эстрадного оркестра.
– Здравствуйте, Ринат!
– Здравствуйте.
– Сколько лет духовому и эстрадному оркестрам?
– Эстрадному оркестру уже 16 лет. Был организован в 1996 году специальным постановлением мэра города для популяризации эстрадной, джазовой и духовой музыки для нашего города и его гостей.
– Что играли, где играли, как играли эти полтора десятилетия?
– За эти полтора десятилетия играли, конечно, очень много. Эти все мероприятия городского плана, городского масштаба, областного масштаба. На улицах, внутри зданий концертных залов. Кроме концертов, которые мы давали один-два раза в год – чисто отчетные концерты. Но основная наша задача, как вы подчёркивали в самом начале, это уличная работа: это летний и осенний сезоны в городских парках.
– Количественный и качественный составы этих коллективов какие?
– Эти оркестры профессиональные, 21 человек в эстрадном оркестре на ставке, и 21 ставка в духовом оркестре. Раньше музыканты не пересекались, они были в разных оркестрах и в двух не играли. Но постепенно настают сложные времена, когда музыкантов становится меньше, кто-то уезжает за более лучшей долей в другие города. Поэтому получилось так, что многие музыканты играют и в духовом оркестре и в эстрадном. Это вынужденно.
– Какие ставки сегодня в оркестрах?
– Музыканты, которые работают, по ставке получают 7,5 тысяч.
– На одну ставку прожить просто нереально.
– Да, если брать экономически. Если он работает в двух оркестрах – по полставки и там и там, всего 7,5 тысяч.
– Вот играли вы, играли, я видел целую папку грамот, в каждой из которых написано слово «профессионализм». Вас награждали этими грамотами за профессионализм. Что случилось? Почему вдруг реорганизация началась?
– Нам говорили об этом в начале этого года, что будет реорганизация. Какая реорганизация – никто нам не говорил. На мой вопрос, коснется ли эта реорганизация оркестров, сказали, что не коснется. Как оркестры были, так они и будут. И после того, как мы ушли в отпуск в июне, после прихода из отпуска вдруг узнаём, что уже дали уведомления музыкантам эстрадного оркестра, что совместители все будут уволены. Задача нового руководства стоит в том, чтобы набрать один оркестр (33 человека) на основное место работы.
– Чтобы все играли на 7,5 тысяч?
– Я не знаю, как это будет выглядеть на самом деле, может, какие-то резервы возникнут. Но смысл в том, что на основное место работы. Вот такая реорганизация оркестра. Меня это возмущает немножко тем, что об этом не было сказано в начале года. Один-два человека это придумали и после сказали. А мы готовили программу на следующий год, на этот год, у нас уже были наработки. Поэтому как-то не очень хорошо получилось.
– Дед Щукарь говорил так: «то с людьми надо разговаривать». Никто с вами не разговаривал?
– Я считаю, что если бы с нами поговорили, например, со мной – дирижёром духового оркестра на тему реорганизации, мы бы какие-то советы дали. Я прямо скажу, что реорганизация назревала лет десять назад, когда был Александр Абасович Дворников начальником отдела культуры, говорили на тему совместителей на основное место работы. Но, видимо, к тому времени финансов не было. Хотя у меня есть два варианта, по которым можно без ущерба…
– Но с вами никто их не обсуждал?
– Никто абсолютно не обсуждал и даже разговаривать не хотел.
– Волюнтаризм чистой воды.
– Да.
– Сколько лет вы возглавляли эстрадный коллектив?
– С начала его основания, 16 лет.
– Кто вы по образованию? Что оканчивали?
– Оканчивал московскую консерваторию, военно-дирижёрский факультет. Прослужил здесь, на Дальнем Востоке военным дирижёром, ушёл в отставку, майор запаса.
– Вы сегодня уволились?
– Да, я уволился, потому что после прихода с отпуска мне дали уведомление, что с меня сняли совмещение – я работал на двух ставках. Совмещение сняли как с руководителя ансамбля «Ретро», сказали, человек пришёл на основное место работы. Ну а по поводу того, чтобы быть дирижёром, возник ряд вопросов с новым дирижёром Анатолием Ивановичем Хопатько, который начал руководить уже новым коллективом.
– Вновь созданным?
– Создаваемым коллективом. Пока мне непонятен ни состав, ни задачи этого коллектива, чем они будут выполняться, и особенно финансирование.
– Анатолий Иванович Хопатько руководил музыкальным колледжем до его реорганизации, правильно? Там тоже был оркестр. Там были совместители? Или все работали на святую к музыке любовь?
– Я знаю, что часть музыкантов эстрадного оркестра он приглашал работать в оркестр колледжа, они помогали ему за какую-то символическую плату небольшую.
– Музыкантов в нашем городе немного, все зарплаты нищенские и все как-то стараются подработать. Подработка в культуре – это как кулиса, это настолько естественное понятие. Тут чуть-чуть, там чуть-чуть. И, вроде бы, как-то более-менее живёшь. Сегодня, говорят, нельзя?
– Нельзя? Ну, сделайте нормальную финансовую базу тогда, чтобы человек мог работать и больше ничем не заниматься. Я знаю, в МЧС ребята работают на основном месте, потому что там платят.
– В ДВОКУ?
– В ДВОКУ соответственно, там больше платят. Если отдел культуры или администрация города хочет, чтобы у них был такой оркестр, нужно финансово подкрепить.
– Подкрепить нечем, но резать начинаем бурьём?
– Да. Надо было всё-таки продумать и посоветоваться.
– Ринат, знаете, что меня смущает в этой истории? Что у нас городской культурой управляет супруга Анатолия Ивановича Виктория Хопатько. Вот какая-то есть некорректность, на мой взгляд, когда один управляет культурой, другой начинает так резко реорганизовывать городские оркестры. Что-то в этом немножко напрягает.
– Ну да, есть такое. У музыкантов сложилось такое мнение, что именно семейный дуэт хочет эту реорганизацию, не посоветовавшись с другими. Потому что такое дело, как говорится, семь раз отмерь.
– Один раз отрежь.
– И не семь раз, а 70, наверное.
– Потому что режешь по живому. По судьбам, по людям, по талантам.
– Да, это одно. И главное, чтобы сама культура не пострадала. Мы боимся за это.
– Ну, в культуре как-то некультурно всё. Ринат, не комплимента ради, но музыкантов такого уровня, как вы, в городе немного. С консерваторским московским образованием, десятилетия отслуживший музыке этого города. И когда с ним расстаются одним росчерком пера – что-то в этом не так, что-то неправильно.
– Ну, в общем, да.
– Где вы будете работать? Что вы еще умеете, кроме музыки?
– Сейчас у нас даже заняться педагогикой – опасная профессия, особенно мужская педагогика. Потому что есть прецедент – преподаватель музыкальной школы московской Рябов, который угодил за решётку по педофилии. Его оправдали, но факт этот остался. И уже думаю, стоит ли идти в школу заниматься этим мужчинам.
– Ну а жить на что? Как жить музыканту?
– Будем стараться где-то что-то. Может, уехать придётся, всё может быть.
Это был разговор с Ринатом Хайретдиновым, одним из самых профессиональных музыкантов нашего города, и нотки разговора получились грустные. Все добра и здоровья, берегите себя. До свидания.
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/08/17/2723.html