“Простые вопросы”: Ирина Шишова, руководитель конноспортивного клуба «Аллюр»

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Добрый вечер! На днях в городе прошёл фестиваль «Детские фантазии». В программе были удивительные, по крайней мере для меня, вещи. Например, рисование верхом на лошади, разрисовывание непосредственно лошадок, или иппоарт. Короче говоря, много видов непривычных занятий для детей, которые были связаны с лошадьми.
И сегодня наш гость – руководитель конноспортивного клуба «Аллюр» Ирина ШИШОВА.

– Ирина, здравствуйте!

– Честно говоря, впечатлил именно иппоарт, такое рисование на лошадях. Где вы это всё подсмотрели, для чего вы это всё проводили в Благовещенске?

– Это не только творчество детей, это одна из методик лечения детишек с ограниченными возможностями здоровья. У нас три специалиста прошли самое высшее в России обучение на инструкторов по иппотерапии. Они в Иркутск ездили два года и в Москву. Одна из методик – верхом на лошади, когда развивается моторика, ещё и рисовать. Это очень сложно. Ещё детки сидят при этом задом наперёд. Тут здоровый-то человек так не проедет. Это же координация! Человек в этот момент не ощущает пространства.

– То есть, это одна из методик иппотерапии?

– Да, лечения.

– Оздоровительных мероприятий для детей с ограниченными возможностями?

– Да.

– Что даёт человеку вообще общение с лошадьми, как вы считаете?

– Для городского ребёнка в первую очередь это его культурный досуг. И приобщение к животным, любовь к животным облагораживает человека. Детки ходят, у них светятся глаза, они бегут к нам, прыгают по сену, общаются с лошадьми. Это хорошая эмоциональная разрядка.

– Общение с животными в принципе даёт такую эмоциональную разрядку, как-то делает ближе, делает частью природы. А вот именно лошади что дают, на ваш взгляд?

– В первую очередь это оздоровление. У нас за сезон детки обрастают мышцами. У них становится хорошая осанка. Они меньше болеют. А те, кто ходит зимой, практически не болеют ОРЗ.

– Ваш клуб много внимания, судя по программе этого года, уделяет оздоровлению детей именно иппотерапией, детям с ограниченными возможностями. Вы работаете с реабилитационными центрами по этой программе. От чего может излечить верховая езда или общение с лошадьми, от каких недугов?

– Вообще перечень заболеваний очень широк. Но вот для детей полезна при ДЦП. У них улучшаются все моторные движения. Даже восстанавливается речь. Многие дети, которые не разговаривают для своего возраста, начинают говорить.
Вы знаете, может быть, нам это не видно, но родители приходят со слезами на глазах и говорят: «Мы будем ходить. Для нас так важно». И причём для таких детишек у нас занятия бесплатные.

– Вы уже реально видите результаты, они уже есть, они ваши?

– Конечно. У нас большие очереди. И специалисты из реабилитационных центров отмечают эти изменения. Они видны врачу, родителю, который со своим ребёнком в непосредственном контакте. А девчонки, они молодцы. Они работают в паре, и сидят верхом на лошади, и ребёнка кладут поперёк на лошади, задом наперёд. Столько упражнений, такой комплекс шикарный!

– Получается, что это не просто верховая езда, что посадил каким-то образом ребёнка?

– Нет. С одним ребёнком работают три специалиста. Один сидит верхом на лошади. У некоторых детей спазмы, у других мышцы настолько расслаблены, что они не могут их сгруппировать. И вот для каждого заболевания свой перечень упражнений. Один ведёт лошадь, ещё один снизу помогает.

– Ясно. Методика разработана врачами, и врачи работают с детьми у вас?

– У нас инструкторы по иппотерапии, а врачи пишут направления к нам, отслеживают контрольные результаты и дают рекомендации.

– Может ли родитель просто привести к вам ребёнка, не через реабилитационный центр? Вы возьмёте такого ребёнка?

– Да, берём всех. Те ребятишки, которые у нас попадают под программу, они занимаются бесплатно, из малообеспеченных семей. А вообще у нас с сентября новый набор. И весь год клуб пополняется ребятишками. У нас работают четыре тренера, Поэтому есть занятия и с утра, и с обеда. Берём всех.

– Занятия на ипподроме – дело дорогое, потому что содержать лошадей, конюшню – тоже дело дорогое. Так?

– Вы так сказали – «ипподром»!

– Давайте об ипподроме поговорим попозже. Это немного другая тема.

– Ипподром – это мечта каждого конноспортивного клуба. С манежем, где можно зимой заниматься детям! Конечно, на содержание одной лошади уходит 5 тысяч в месяц. Это себестоимость. А у нас 36 голов. Представьте, как нам нужно работать. По проектам у нас занятия-то в основном бесплатные идут.

– Мы всё говорим о проектах, о грантах, которые вы выигрываете для работы с детьми. В этом году у вас есть эти гранты. Но ведь эти деньги не бесконечны.

– Конечно.

– Когда они у вас заканчиваются?

– В рамках проекта до декабря. И вот эти деньги не идут на зарплату, а идут строго на те мероприятия, которые мы проводим.

– На эти деньги, я знаю, вы серьёзно обновили свою материальную базу, построили раздевалку.

– Да. Мы создаём условия, чтобы было комфортно нашим ребятишкам. У нас теперь будет класс для занятий, раздевалка с нормальными шкафчиками, холл, где будем собираться. Сейчас у нас ребятишки, 30 человек, в маленьком вагончике 9 на 3, и мы там ещё все. В общем, как в консервной банке. Теперь будет нормально.

– Что будет зимой. Вы сказали, что грантовые деньги заканчиваются в декабре. Потом у вас постройки не круглогодичного цикла. Или я ошибаюсь?

– Мы занимаемся круглый год. Но зимой ходят самые морозостойкие детки, которые безумно любят лошадей, верховую езду. Они не могут бросить. Конечно, у нас нет тёплого манежа, где могут заниматься дети с ограниченными возможностями. Да и родителям по снегу их везти сложно. Если бы у нас были эти условия, то мы занимались бы круглый год со всеми.

– А что с условиями? Будет у вас манеж когда-нибудь или нет?

– Это наша голубая мечта. У нас сейчас хотя бы есть территория. И Павел Викторович Березовский очень помог нам в развитии. Хотело бы, конечно, закончить вот этой постройкой, которая обеспечила бы нам на долгие годы нормальную спортивную и оздоровительную работу.

– Вас то просили покинуть территорию, то оставляли, то опять просили покинуть. В итоге вы остались. Территория сейчас ваша?

– Эта территория в собственности клуба.

– У нас существует ипподром? Он работает сейчас?

– Существует и функционирует. И мы со своей командой регулярно ездим туда на соревнования. Ипподром подразумевает беговую скаковую дорожку, по которой проходят испытания. На ипподроме выращивают спортсменов и испытывают племенных лошадей. В нашем клубе мы занимаемся с детьми, создаём для них условия, чтобы они развивались не только в спорте, а чтобы у них был досуг, чтобы им было интересно пообщаться с животными. У нас много собак, кошек. Они прыгают по сену. В общем, дети идут к нам с удовольствием.

– К вам приходят не ради спортивных достижений?

– И это тоже. У нас даже есть свои чемпионы, причём по Дальнему Востоку. Занимали первые места в Арсеньеве, в Иркутске. А в прошлом году команда из четырёх человек поехала и привезла четыре золота. Теперь нас даже бояться приглашать.

– Журналист Невзоров снял фильм о том, что общение с лошадьми – это аристократично, с одной стороны, очень облагораживает, может быть, приносит ещё какие-то эмоциональные бонусы. Но лошадь доставляет и страшные муки. Якобы и скакать на ней, лошадь мучается, и заниматься с ней, и тренировать её – то же самое. Вы что думаете по этому поводу?

– Однозначно к лошади нужно гуманно относиться. У нас в перечне тех обязательных нормативных документов, которые ребята изучают, есть кодекс отношения к лошади. Они зачитывают, наизусть рассказывают, как они должны относиться к лошади, вот эти гуманные качества.
А по поводу Невзорова, там, конечно же, дрессура присутствует.

– Он сам владеет дрессурой? У него несколько лошадей. По крайней мере, фильм об этом был. Он снял довольно жёсткий фильм, где всё это было показано. Он подробно рассказывал, какие муки конкретно испытывает лошадь, которую дрессируют.

– С другой стороны, лошадь – это довольно сильное животное. И если сесть на необученную лошадь в таких приспособлениях, то это может кончиться смертельным исходом для человека. У него лошади очень зрелого возраста. Те, которые уже понимают.
У нас в клубе для детей берём лошадей как раз от десяти лет. Лошади настолько понимающие, что они чувствуют, что ребёнок начинает скатываться, останавливаются и даже мордой закидывают ребёнка.

– У вас какие-то особые экземпляры?

– Нет, чем старше лошади, тем они понимающе относятся к детям. Они их любят. Они подходят, носиком прикасаются. То есть, общение постоянное.

– В обычной жизни чем занимается конноспортивный клуб «Аллюр»? Вы, наверное, обучаете верховой езде?

– У нас главная деятельность – обучение. Мы ездим в конные походы. У нас есть оздоровительная деятельность. И мы разнообразили работу и проектной деятельностью. В прошлом году мы ходили в походы, посвящали детей в казаков. И были мероприятия, посвящённые Великой Отечественной войне. Мы все были в гимнастёрках, вооружались.

– Театрализованное представление уже?

– Да. И рыцарские турниры мы устраивали. В этом году у нас будет конный бал. У нас все ребятишки сейчас шьют костюмы, готовят индивидуальные программы на лошади.

– Когда это будет?

– Это будет 9 сентября.

– Спасибо большое. Будем ждать от вас конный бал и других событий, которые будут интересны и детям, и взрослым.
Мы сегодня говорили о конноспортивном клубе «Аллюр». И у нас в гостях была его руководитель Ирина Шишова.

Это были «Простые вопросы». Всего хорошего!

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/08/03/2703.html