Ведущая — Эльвира Оверченко:
Добрый вечер! Сегодня в студии мы с моим молодым коллегой, уже так могу называть своего сегодняшнего гостя Ярослава ТУРОВА. Он молодой студент МГИМО («Международная журналистика»), автор телевизионного студенческого ток-шоу и вообще хороший парень.
– Добрый вечер, Ярослав! Я помню, что первый раз мы писали «Простые вопросы», когда ты учился в восьмом классе. Тогда бы такой повод – твоё письмо Путину (я посмотрела архив, вспомнила) с описанием всех сложностей русско-китайских отношений. Потом была ёлка в Кремле. Верно?
– Да. Так оно и было.
– Потом были «Умники и умницы», победа в этом сложнейшем интересном конкурсе. И сейчас учёба в МГИМО. Правильно, все этапы?
– Была ещё одна передача про публикацию сборника «Игра с огнём» вместе с Семёном Руденко.
– И всё это этапы. И сейчас уже позади второй курс МГИМО?
– Да, сессию закрыл буквально месяц назад.
– Студент сейчас на каникулах?
– Да, отдыхать приехал.
– Чем сейчас занимаются студенты-международники на каникулах?
– Отдыхают, как ни странно. Но сначала я съездил в Германию, подучил немножко язык. Нам даже дали сертификат, чему я очень удивился. Мы прослушали около 144 часов лекций на немецком языке. Вот это было для меня большое удивление. Сейчас поеду отдыхать в Китай, в Бэйдайхэ.
– Я так понимаю, специализация «Международная журналистика» с прицелом на Германию?
– Так как мне достался немецкий язык, то, естественно, моя дальнейшая жизнь, судьба будет связана с этой страной, вообще с германоговорящими государствами. Это не только Германия, но ещё и Австрия, Швейцария, Лихтенштейн, возможно.
– Студент-бюджетник. То есть, на бюджетной основе, за счёт государства?..
– Так как я являюсь победителем в олимпиаде «Умники и умницы», то я получил бюджетное место, естественно.
– Это не только первый курс. Это в принципе всё обучение получается?
– Да.
– Понятно. Это здорово. Тяжело ли учиться в одном из самых престижных вузов страны и, как говорят, в одном из таких вузов, где учатся только дети, сыны и дочери больших начальников, дипломатов?
– На самом деле небольшой процент, примерно четверть, таких детей, как вы сказали. Остальные – это вполне нормальные ребята. Кто-то учится на договорной основе, кто-то, как и я, поступил через олимпиаду. Присутствие таких одарённых, талантливых ребят очень стимулирует, мотивирует, поэтому я всегда стараюсь делать всё, что в моих силах, чтобы учиться.
– Обстановка для учёбы вполне комфортная? Чувствуется ли статус высокого вуза, высоких стандартов, высоких требований?
– Что касается языка, в первую очередь, конечно. У нас преподают одни из лучших преподавателей. У нас преподаётся 53 языка, поэтому наш вуз занесён в Книгу рекордов Гиннесса.
И знаменитые люди преподают. Допустим, на втором курсе мне читал лекции по литературе сам Дмитрий Быков, который является моим кумиром.
– В соавторстве с Семёном Руденко вы писали книгу. Вы тогда увлекались Ником Перумовым. Писали про Благовещенск. Вот эта книга, которая лежит сейчас на столе, – это продолжение той, что начали писать в школьном возрасте, или это самостоятельное творчество?
– Это моя самостоятельная книжка «Шаги, следы», без соавторов. Дело в том, что сейчас очень плотный учебный график не позволяет замахнуться на великое – писать романы и повести. Поэтому у меня время от времени накапливаются очерки, рассказы, которые я собрал и с помощью МГИМО опубликовал.
– Это размышления о жизни?
– Здесь обо всём.
– Тираж 300 экземпляров?
– Да.
– МГИМО за свои деньги издаёт такие вещи?
– Получается и так.
– Я так понимаю, вас интересует и современная жизнь России, и политика.
– Безусловно.
– Вам разрешают каким-то образом высказывать своё мнение, что касается политической ситуации в стране, общественного движения в стране?
– Смотря что вы понимаете под словом «высказываться».
– Хотя бы обсуждать это на лекциях с преподавателями.
– На лекциях очень часто мы обсуждаем. И вообще преподавательский состав в МГИМО довольно либеральный, и вольнодумство присутствует, я бы так сказал.
– Что вы говорили об общественном движении, когда протестная активность выплеснулась на улицу? Когда была Болотная, проспект Сахарова, майские события, что вы говорили?
– Я в этих демонстрациях не участвовал.
– Но вы же это как-то обсуждали? Ваше мнение какое?
– Разумеется, это всё обсуждалось. Я очень многих ребят знаю, которые туда ходили, хоть это у нас в МГИМО не приветствуется. Но я не хочу сейчас говорить какие-то банальные фразы, но считаю, что это положительная тенденция, что назрел наконец-то какой-то класс.
Я ездил в Германию, где нам рассказывали послевоенную историю страны. Я сейчас пишу очерки и приблизительно сравниваю эти процессы, которые идут сейчас в России и Германии. То, что сейчас в России идёт, вот эта либерализация общества, это всё у них было примерно с 1966 года. Как только экономическое чудо в 66-м закончилось, у них Вилли Брандт пришёл как федеральный канцлер, у них началась демократизация общества. Люди тоже выходили на демонстрацию, студенческое движение. Потом постепенно, постепенно власть гайки раскручивала, давала рычаги влияния народу. И теперь она стала такой, как сейчас.
– Сейчас у нас власть гайки закручивает, и об этом тоже нельзя не говорить, тем более студентам-международникам. Вот эти законы о митингах, НКО?
– Это ни к чему хорошему не приведёт. Гайки сорвёт очень скоро, мне кажется.
– Вас волнует будущее? Волнует, что будет со страной в ближайшие 6–8 лет?
– Ну конечно. Я вообще по жизни такой интеллигент, который любит потрясти кулаком и сказать: «Вот, что творят, ироды»
– Но что будет со страной в ближайшие 6–8 лет? Что считают молодые международники?
– Либо будет очень хорошо, либо будет очень плохо. Всё зависит от нас. Сейчас такой очень важный момент.
– А что от вас зависит?
– От нас зависит не утонуть в том болоте, в которое сейчас вся страна превращается. Всё зависит от молодого поколения. Самое банальное – надо, во-первых, учиться хорошо делать своё дело. Человек в стране должен хорошо выполнять свою работу в первую очередь. Потому что все проблемы в стране от того, что люди не своим делом занимаются. Печник делает сапоги, а сапожник печёт пирожки, если грубо говорить.
– То есть хорошо делать своё дело, и в стране будет порядок?
– Я так считаю. И, конечно, нельзя оставаться равнодушным к тому, что в стране происходит. Надо участвовать в политической жизни страны.
– Молодые люди, которые получают хорошее образование у нас в стране или уезжают за рубеж и получают хорошее образование, не очень-то стремятся потом работать в России и оставаться в России. Как ты думаешь, стоит ли оставаться в стране работать, или всё-таки попытаться найти счастье, хорошую работу, сделать хорошую карьеру за рубежом?
– Вы знаете, мне кажется, довольно мало людей, которые могут действительно интегрироваться в западное общество. По сути, ты приезжаешь в другую страну, и кто ты там? Всего лишь просто эмигрант, непонятный русский, который непонятно зачем приехал и пытается устроиться.
Я считаю, что если у нас есть страна, то полно мест, где можно себя найти, и полно возможностей, чтобы сделать мир вокруг себя лучше. Я считаю, что если ты уезжаешь куда-то за рубеж, то это такой эгоизм в самом худшем свете.
– А студенты МГИМО разве не собираются все уехать работать за рубеж?
– Не все, конечно. Не все. Я знаю многих, которые молятся на Запад, мечтают уехать. Большинство моих друзей говорят: «Нет, несмотря на то что происходит у нас в государстве, я непременно останусь. Я буду в этом участвовать. Пойду либо в политику, либо в экономику, буду что-то с этим делать». Я попробую на ниве средств массовой информации это сделать. Потому что разруха не в клозетах, а в головах.
– А правда, что к вам поступает в этом году сын нашего премьер-министра?
– Да, Илья, сын Дмитрия Анатольевича, поступает на международно-правовой факультет. Как сказано было в одной статье, он отважился подать документы. На этот счёт было много ещё саркастических замечаний со стороны студентов МГИМО. Но я думаю, что у него всё получится, и он будет хорошо учиться.
– Кем видит себя нынче студент третьего курса международной журналистики Ярослав Туров лет через десять?
– У меня есть несколько примеров перед глазами. Допустим, Дмитрий Быков, Максим Шевченко. Такие медийные люди, известные журналисты, которые высказываются как-то интересно по любому поводу, участвуют в каких-то ток-шоу, делают какие-то документальные фильмы, свои телевизионные проекты. Возможно, я буду газетным журналистом. Я ещё не знаю, всё может быть. При этом я хочу заниматься творчеством. Хочу писать и издавать книги.
– Я желаю удачи. Я надеюсь, всё получится. Тем более такими семимильными шагами мы идём по жизни, и в карьере, и в учёбе.
– Спасибо.
– Всех благ.
– Позвольте вам преподнести в подарок эту книгу.
– Спасибо большое. Я надеюсь, будет и автограф.
Это был Ярослав Туров, студент третьего курса МГИМО, («Международная журналистика»), автор книги, соавтор телевизионного шоу, телевизионного проекта «Наше мнение» и просто амбициозный молодой человек.
Всего хорошего! Это «Простые вопросы».
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/07/13/2673.html