“Простые вопросы”: Андрей Тягло, директор автотранспортного предприятия (г. Райчихинск)

Ведущий — Александр Ярошенко:

Добрый вечер! С 1 июля райчихинское автотранспортное предприятие сокращает своих сотрудников и автобусные маршруты. Я думаю, что юго-востоку нашего региона грозит транспортный коллапс.
Сегодня гость «Простых вопросов» – руководитель райчихинского АТП Андрей ТЯГЛО.

– Здравствуйте, Андрей Владимирович!

– Здравствуйте.

– Ваше автотранспортное предприятие – это что? Сколько народу, сколько маршрутов обслуживаете, какая транспортная сеть, матчасть?

– Наше предприятие – это весь юго-восток Амурской области. Это четыре автоколонны. Головное предприятие находится в городе Райчихинске. Порядка 300 человек работающих. С 1 июля, конечно, их будет меньше. Это в районе 80 единиц транспортных средств.

– Что послужило причиной такого непопулярного шага? Вы сокращаете маршруты, вы сокращаете людей?

– Я где-то слышал, читал часто и много, что общество погубят, скорее, не апокалипсис и не природные катаклизмы, а погубит отсутствие развития этого общества. Ну ещё, может быть, его величество чиновник. Потому что это ряд непопулярных мер, законов, неумение слушать и услышать нас. Это всё нагнеталось. К этой обстановке мы шли поступательно, уверенно, надёжно. Стучались во все двери, но никто нас не слышал.

– Несколько явных примеров?

– Самый основной пример – это когда из тарифов господа чиновники выбрасывают у нас всё. Что такое, если на весь год нам заложен рост цены на топливо 0,9 %, меньше 1 %.

– По факту?

– Сегодня в машине слушаю радио, и Росстат заявляет, что за последние четыре дня топливо выросло в цене на 0,4 %. Нам на весь год 0,9 %. Только цена на дизельное топливо с начала года сразу выросла на 10 % сходу – забыли переписать летние цены на зимние.
Второе – популистские меры. Понятно, что к избирательным урнам идёт электорат, которого мы перевозим, который пользуется общественным транспортом. Значит, нам нужно выкинуть из тарифа, уменьшить фонд заработной платы сторожей, водителей-перегонщиков. То есть, водитель, который и так в четыре утра встал, у него за плечами не картофель, а судьбы человеческие, должен и сам быть за водителя, за гонщика. Это значит, что нам нужно убрать нулевой пробег.
В Архаре пять километров от нашей базы до автостанции. Мы эти пять километров должны носить автобусы на руках. Эти заходы никто не считает. То есть, нам нужно поставить рентабельность 5 %, которая съедается в первый же квартал наступающего года. А потом нам не на что купить ни запчасти, ни технику, ни ГСМ, а самое главное – ни заплатить людям достойно. Это самый больной вопрос.

– Вчера мне звонили из моего родного Архаринского района, сёла Скобельцино, Покровка, Вольное, Новосергеевка уже остаются без транспортного сообщения. Там, например, в Скобельцино, кроме того как два раза в неделю приходил автобус, и так ничего нет. Магазина нет. Они говорят, мы приезжаем в соседнюю неделю, нас водитель ждёт. Мы чего-то купили, хлебушка-сахарку, и поехали. А теперь люди вообще остались брошены.

– Вы понимаете, в последнее время такая тенденция: если закон и удачный, то он не работает. Например, неплохой закон появился о нелегальных перевозчиках, которые не платят налоги, не имеют понятия о пассажирских перевозках и безопасности в них, едут впереди нас, за две минуты перед нами и только по выгодным маршрутам. Например, Архара – Благовещенск, Райчихинск – Благовещенск, Новобурейский – Благовещенск. В деревни он не поедет. А мы работаем в комплексе. То есть предприятие такого масштаба, как наше, позволяло иметь нулевые маршруты, с нулевой рентабельностью, с рентабельностью, и есть маршруты с отрицательной рентабельностью. Например, за счёт междугородних мы перекрывали дальние деревни, посёлки, чтобы люди совсем не обезножили, не обездвижили. Потому что, действительно, ведь нельзя выехать даже справку получить, зуб больной вылечить, в больницу съездить невозможно.
И комплексно работающее предприятие действительно создаёт здоровую атмосферу в районе, регионе. Наверное, это беда не предприятия, которым я руковожу. Это беда уже областного масштаба. Об этом я говорю уже на протяжении последних лет. И когда у нас начали выбивать с помощью нелегала рентабельность на междугородних перевозках, нам нечем стало перекрывать убыточные, поселковые маршруты. Мы не смогли работать там, на отдалении, не смогли нести затраты.

– Но сегодня нелегала задавили? Законодательство хорошее, позволяет так сделать.

– В этом законодательстве не определена ответственность структур, кто этим будет заниматься, где найти силы и средства.

– Между буквой закона и его исполнением…

– …целая пропасть, да. Такое чувство, что мертворождённое дитя. Абсолютно не работающий закон.

– Сколько вы отчисляете налогов, в пенсионный фонд?

– Налогов в месяц у нас уходит больше двух с половиной миллионов. Кстати, в этом году нашему предприятию присуждено первое место – «Лучший страхователь Амурской области». То есть мы заботимся о своих работниках. Вообще предприятие несёт социальную нагрузку. Мы стараемся помогать интернатам, школам, детям. Бизнес у нас социально ответственный. Он и сам-то по себе непростой. Из нас и так пытаются в рыночной экономике сделать островок социализма, коммунизма. Значит, надо как-то эти удовольствия оплачивать.
Всё, что положено перед государством, мы выполняем. Но хотелось бы хоть как-то, хоть копеечкой возвращалось, была обратная связь. Вот сейчас нас заставляют устанавливать по 60 000, три миллиона надо на установку ГЛОНАСС и тахографов, а в тариф это не заложили. У меня другого источника просто быть не может. Цена билета – единственный источник. Остальное всё – нарушение финансовой деятельности.

– Вас слышат в амурском правительстве: в министерстве транспорта, в губернаторском кабинете?

– Я скажу так: я там был, но мы сокращаем маршруты, сокращаем людей. Я стучался, меня отправляют туда подальше, но где я уже был. Поэтому, я думаю, не очень. Ну, присылают запросы, отвечаем мы на них. Но вынуждены сокращаться. Движения вперёд нет.
Нас услышали, когда произошла чрезвычайная ситуация: сошли цистерны с рельсов, и огромный пожар был в районе переезда в Новобурейском. И оказалось, что в Амурской области нет предприятия, способного решить задачи такого масштаба. Вот ЧП. Вот нужно отвезти на Архару 1 600 человек.

– Там стояли пассажирские поезда, и нужно было срочно перекинуть людей.

– Да. В другую сторону больше тысячи человек. А в автоколонне 1275 нет автобусов дальнего следования. Есть ряд мелких предприятий, два-три автобуса имеющих, и всё. Но они на «сливочных» маршрутах работали.

– То есть, вы плечо подставили. И всё?

– Мы плечо подставили, вывезли. Потом три месяца «Российские железные дороги» доказывали, что мы их гнали не впереди автобуса, как говорится. Кое-как получили выплату. Нас услышали. С нами разговаривали сердито, жёстко, сурово, в приказном порядке.

– Давайте, делайте?

– Делайте, да. Не вопрос, что есть нам чем заправить транспорт.

– Сколько закрываете маршрутов?

– Мы обслуживаем 46 маршрутов разной протяжённости. Мы как-то считали, предприятие в месяц накатывает расстояние, равное расстоянию до Москвы. До Москвы доезжает 80 раз. Туда и обратно в месяц. Большая протяжённость.

– Сколько сёл, маршрутов остались без транспортного сообщения?

– Например, в Архаринском районе на сегодняшний день мы отказались от 12 маршрутов.

– Сколько вам не хватает денег в месяц, чтобы хоть как-то жить между тарифом и реалиями, развиваться?

– Цена вопроса в месяц всё-таки миллиона полтора. И это уже можно потихонечку двигаться вперёд.

– Но не великие деньги?

– Я боюсь, сейчас скажут, что клянчит деньги. Да никогда мы не стояли с протянутой рукой. Дайте нам нормальный закон, который остановил бы нелегальные перевозки. Дайте нам просто спокойно жить. Дайте нам нормальный тариф. Все же работают по ценам, которые соответствуют затратам. Мы выживем, мы проживём сами. Мы сможем обновляться. Но коль вышло, что мы в рыночной экономике и это называется бизнесом, то значит, бизнес или зарабатывает и живёт или умирает. Ему третьего не дано.

– Это были «Простые вопросы» для директора райчихинского автотранспортного предприятия Андрея Тягло. Мы говорили о дорогах, о тех, кто по ним ездит и кто ими управляет.

Всем здоровья, добра. Берегите себя и – до свидания!

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/07/04/2659.html