“Простые вопросы”: Наталья Беккер, руководитель студии раннего развития детей «Малышок»

Ведущая — Татьяна Удалова:

Каждый родитель уверен, что его ребенок самый лучший, самый умный и самый способный. Как сделать это реальностью, сегодня нам расскажет руководитель студии раннего развития детей «Малышок» Наталья БЕККЕР.

– Наталья Ивановна, что следует понимать под понятием «развитие ребенка»?

– Развитие ребенка подразумевает психическое, умственное, физическое, нравственное развитие, то есть чтобы развивалась гармоничная личность.

– С какого возраста нужно заниматься с ребенком?

– С пеленок. С пеленок мы его учим отношению сначала с мамой, с окружающими его игрушками, предметами. Когда он начинает ползать, ходить, он знакомится осязательно, у него появляется тактильное ощущение. Все трогает, познает мир – это тоже знакомство.

– Когда становится понятно, что ребенок склонен к гуманитарным или точным наукам?

– Я сейчас веду шестилетних детей. По ним уже хорошо видно, математик это или филолог. Если ребенку хорошо дается математика – однозначно, но при этом чтение дается с трудом, и наоборот.

«С ребенком надо заниматься с пеленок. С пеленок мы его учим отношению сначала с мамой, с окружающими его игрушками, предметами »    
 
 

– Заниматься с детьми можно только с педагогами или можно дома делать что-то?

– Дома обязательно.

– Например?

– Дома с детьми можно клеить, лепить и рисовать. Это та деятельность, которая всегда им интересна. Можно читать книжки и просить по картинкам что-то рассказать, пересказать, ответить на вопросы. Но не все это любят. Все дети дома смотрят мультфильмы, и можно задать один-два вопроса по содержанию. Это идет развитие речи. Мамы начинают выходить с детьми в кукольный театр. Обязательно надо спросить, что ребенок понял по содержанию, какие звери участвовали в спектакле, кто больше понравился.

– С какого возраста можно вести в театр?

– Недавно мы ходили на спектакль всей студией, с детьми, начиная с двухлетнего возраста и до шести лет. Спектакль оказался интересен больше ребятишкам четырех-шести лет. Дети младшего возраста еще не совсем поняли.

– Как маме понять, кем ребенок станет в будущем; как определить его наклонности самостоятельно, без обращения к специалистам?

– Наверное, все-таки присматриваться к своему ребенку, чем он больше любит заниматься – рисовать, или читать книжки, или больше играет с конструкторами и машинками.

– А интерес к математике или физике?

– Если ребенок занимается с конструкторами, то у него, скорее всего, математический склад ума. У меня маленький ребенок двух лет, и я замечаю, что у него будет математический склад ума, он механик, техник. Потому что машинки, конструкторы, кубики и велосипеды – это его стихия. И какие бы красивые книжки я не показывала, пока ему это еще не нравится.

– Есть ли какой-то обязательный набор, как, например, школьная программа, что с ребенком нужно делать?

– Существуют такие рекомендации, что необходимо знать ребенку, поступающему в первый класс. Для первоклассника важно иметь развитую моторику, а это мышцы руки. Для этого надо лепить, рисовать, штриховать, раскрашивать, что-то мелкое делать руками. И неплохо было бы к школе научиться читать, потому что в школе сейчас столько новых предметов! Дети приходят в первый класс, в задачнике встречаются текстовые задачи, которые надо самому читать. В букваре большие тексты встречаются. Вводятся новые предметы, такие как «Окружающий мир». Естественно, там материал только текстовый.

– Можно ли ребенка в домашних условиях научить читать?

– Можно, но всегда надо учить в игровой форме. К нам приходят родители и говорят, что их трехлетний ребенок знает все буквы. Но знать буквы мало, надо начинать со звуковой работы. Сначала надо научить ребенка слышать звуки в слове. Сначала первый звук, потом последний, потом постепенно выделать все звуки, потом эти звуки складывать в слог. Пока только все на слух, потому что буква – это символ звука. Потом мы плавно переходим к буквам, складываем в слоги и читаем. Так детям чтение дается легче, чем сразу выучить буквы.

– Конкретные упражнения?

– Играем в игру, которая раньше называлась «Города». Надо назвать слово на заданную букву, поймать последний звук в этом слове и на этот звук придумать новое слово. Арбуз – слышим звук [с], сани – слышим звук [и].

– Потом путаться не будет, где З и С?

– Когда пойдет в первый класс и узнает правила письма, тогда он не будет путаться. А для ребенка трех-четырех лет это задание посильное.

– С какого возраста надо учить ребенка иностранному языку?

– Все индивидуально. Но у нас дети ходят с трех с половиной лет на английский язык, примерно с этого же возраста – на китайский. У них память все схватывает, они запоминают большое количество слов, они строят фразы, составляют из них рассказы и говорят намного лучше взрослых. Я присутствовала на занятии, слышала это, просто поражаешься.

– Есть мнение, что они очень быстро схватывают и так же быстро забывают.

– Детская память настолько крепкая, что даже во взрослой жизни они помнят то, что учили в детстве.

– Если в четыре года знает несколько слов на китайском, то в 10 лет он их вспомнит?

– Да, если опять начнет заниматься этим языком.

– Если не начнет, то соответственно и не вспомнит?

– Может и забыть.

– Для того чтобы знания языка сохранялись, нужны определенные условия?

– Все равно надо заниматься. Выучили три слова, и они нам нигде не пригодились в жизни, то он их забудет. А если они выучили и поехали в Китай в отпуск, то он там с удовольствием их применит.

– При желании можно обойтись без каких-то дорогостоящих пособий для ребенка, развивающих игр?

– Можно. Потому что если внимательно присмотреться, то это весь материал, который встречается в книжках, только он сделан в игровой форме.

«С детьми можно клеить, лепить и рисовать. Это та деятельность, которая всегда им интересна. Можно читать книжки, ходить на спектакли и просить пересказать услышанное и увиденное. Обязательно надо присматриваться к своему ребенку, чем он больше любит заниматься»    
 
 

– Что можно сделать своими руками?

– Пазлы можно заменить разрезанной открыткой. Читать учимся – берем листик, ручку. Мама пишет букву, приставила вторую – получился слог. Можно нарисовать предложение, то есть одно слово нарисовано, другое написано. Заинтересовала ребенка, он прочитал короткое предложение. Считать дома можно все, что есть, начиная с вилок и ложек, когда помогаешь маме накрывать на стол. Моторику развивать – перебирать крупу, горошек. Опять же маме помогаем и не мешаемся на кухне. Мама дала задание, крупу насыпала в тарелочку и сидит ребенок. Можно смешать две крупы, и на две тарелочки ребенок будет раскладывать.

– Золушка получается.

– Да, но в то же время развиваем мелкую мускулатуру.

– Сколько у вас детей?

– Двое.

– Чем они занимаются?

– Старшая сначала училась в моей студии. Сейчас ей 13 лет, и она ходит на иностранные языки. Первый-второй класс посещала гимнастику. То есть она больше спортивная и гуманитарий. А младший больше техником растет.

– Спасибо за беседу. Надеюсь, что все, о чем вы сегодня рассказали, пригодится всем родителям.
У нас в студии была Наталья Беккер, руководитель студии раннего развития детей «Малышок».

 

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/04/16/1006.html