Ведущая — Наталья Овсийчук:
«Учение с увлечением» – так называется книга одного из самых известных российских педагогов Симона Соловейчика. Во времена перестройки, когда зарождалось движение педагогов-новаторов, в обществе не утихали споры о том, нужно ли менять сложившуюся систему образования, учить с увлечением, какой должна быть методика преподавания. В наши дни самые талантливые студенты тех лет – сегодняшние учителя – с успехом применяют на практике лучшие педагогические идеи.
Человек, который учит с увлечением, учитель физики МС(П)ОШ № 1 г. Шимановска, руководитель школьного физического общества «Поиск» Вера РЫЖАКОВА отвечает сегодня на простые вопросы.
– Вера Викторовна, как увлечь детей таким сложным предметом, как физика?
– Любой предмет, в том числе и физика, требует творческого подхода. Если ребятам повезет и на их пути встретится творческий учитель, то, конечно же, любой предмет, в том числе и физика, будет им интересен.
Мне кажется, что в моей работе помогает мое научное физическое общество «Поиск». Когда мы его создавали в 2004 году, то основной целью, которую я ставила перед собой, как раз и было найти талантливых ребят, увлеченных этим предметом, или увлечь их этим предметом, помочь им в поиске истин, которые им интересны, научить их вести научно-исследовательскую науку, познакомить с большой наукой, с теми людьми, которые заняты в этой большой науке. И конечно, ребят мы начинали завлекать в свое общество, когда они еще учились в пятом-шестом классе, то есть еще не изучали саму физику как предмет. А когда они приходили к нам в седьмом классе, то видели работу нашего общество, как ребята увлечены, что у нас разные направления работы.
У нас в обществе есть лекторское бюро, конструкторское бюро; есть группа ребят, которая занимается решением сложных олимпиадных задач; есть ребята, которые ведут научно-исследовательскую работу; есть ребята, которые увлекаются занимательной физикой. Им нравится проводить занимательные опыты, показывать их младшим ребятам. Поэтому когда мы организуем в школе Неделю физики, все эти направления у нас работают. Причем физика интересна не только тем ребятам, которые в дальнейшем будут поступать на факультеты, связанные с физикой, но и тем ребятам, которых мы называем гуманитариями, которые в жизни, может быть, будут связаны с физикой на уровне «включил – выключил свет».
«Если ребятам повезет и на их пути встретится творческий учитель, то, конечно же, любой предмет, в том числе и физика, будет им интересен» | |||
– Каких успехов добились ученики за время существования вашего общества?
– Я считаю, что главный успех – личностный рост каждого ученика. Потому что именно в обществе они научились пользоваться литературой, грамотно отбирать материал, научились делать презентации и представлять свой опыт работы. Научились также правильно и грамотно говорить и доказывать свою идею, ставить цель перед собой и добиваться ее. Мне кажется, что очень большой результат и в том, что ребята связывают с физикой свою будущую профессию. Ребята, которые занимались у меня в обществе, учатся сейчас в АмГУ, в Хабаровском институте связи, в благовещенском филиале Владивостокского морского института. Приятно мне сказать и о том, что мои ребята являются лауреатами Всероссийского конкурса «Познание творчества», лауреатами заочного конкурса, который проводит физико-техническая школа «Авангард», где ребята решают сложные олимпиадные задачи. Очень приятно мне отметить, что они лауреаты и участники всероссийских конференций, в частности, в Ярославле. Представлены наши работы и в АмГУ. В 2005 году мой ученик занял третье место на вузовской конференции. Еще один выступил в 2006 году на конференции, и его пригласили учиться в АмГУ. Это тоже очень приятно, потому что оценивается работа ребят и меня как руководителя. Есть и минусы – мы никуда со своими ребятами не выезжали, хотя нам ежегодно приходят приглашения в Варну, потому что там конкурс «Познание творчества» проводит свои заключительные этапы и семинары. В этом году – в Египте и Швеции. Конечно, когда приходят приглашения, хотелось бы, чтобы нашлись спонсоры, которые помогли бы поехать, чтобы ребята могли увидеть таких же творчески одаренных детей, которые точно так же увлечены своим делом, точно так же занимаются, точно так же добиваются успехов, и чтобы наших ребят тоже оценили. Когда общаются дети одинакового уровня, которые увлечены чем-то, им это общение интересно, они узнают много нового, они хотят еще больше нового узнать. Мне кажется, целеустремленность ребят достигнуть успеха, конечно, должна поощряться.
«Творческим ребятам есть возможность развиваться во всех школах. А целеустремленность ребят достигнуть успеха должна поощряться» | |||
– Насколько важно привлекать ребят в такие общества, насколько ваша школа выигрышнее по отношению к другим, когда у вас есть такое физическое общество? Наверняка ребята идут сначала не физику изучать, а общаться, выражать себя как личность?
– Я, наверное, не соглашусь в том плане, что у нас в Шимановске как раз это не редкость, у нас в каждой школе есть научное общество. Единственное, особенность нашей школы в том, что у нас есть общешкольное научное общество «Интеллект». Оно существует гораздо дольше, поскольку прошла уже десятая научно-практическая конференция. Наше общество, как физическое, выделилось отдельно. Поэтому, я считаю, что творческим ребятам есть возможность развиваться во всех школах. Мне хочется отметить, что у нас сильные биологи и географы, которые готовят ребят, и они удачно выступают даже на региональных олимпиадах. Они ездят, выступают, представляют и нашу школу, и наш город. Мне очень приятно, что во многих сборниках, где подводятся итоги всероссийских конкурсов, обязательно есть г. Шимановск. Это или наша первая школа, или четвертая, или вторая, или третья, но обязательно есть наши шимановские ребята. Хочется отметить, что творческих учителей много, тех, которые отдают душу своим детям, которые не считаются с тем, оплачено это или нет. Хотя, конечно, может быть, это занимает много свободного времени, но я считаю, что время, отданное детям, дает свой результат – дети в дальнейшем достигают каких-то успехов.
– Как вы считаете, сегодня развивающий компонент образования преобладает над обучающим, или есть какое-то равноправие?
– Мне кажется, что на современном этапе больше развивающий компонент. Потому что вся система образования построена и в дальнейшем строится, и реорганизация этому способствует, чтобы именно развивающий компонент преобладал, может быть, даже над образованием. Главная цель – найти индивидуума, помочь ребенку найти эту свою индивидуальность и раскрыть свои способности, творческое начало. Мне кажется, что нам это в школе удается, потому что все учителя работают над тем, как открыть творческое начало в каждом ребенке. Еще раз повторю, мне кажется, что нам это удается.
– Спасибо за беседу. Удачи вам, больших успехов вашим ученикам.
Сегодня на простые вопросы отвечала учитель физики школы № 1 города Шимановска, руководитель школьного физического общества «Поиск» Вера Рыжакова.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/04/08/1000.html