Ведущий — Артем Александров:
Здравствуйте, друзья и уважаемые зрители! Сегодня на простые вопросы отвечает начальник амурского аэроклуба ДОСААФ России Евгений Анатольевич ПЕСКОВ.
– Здравствуйте, Евгений Анатольевич!
– Здравствуйте.
– На рабочем месте поймали. Сразу простой вопрос: я, обыкновенный человек, простой обыватель, могу научиться летать на этом самолёте?
– Да, это возможно.
– А есть какие-нибудь ограничения?
– Для того чтобы начать летать, необходимо пройти врачебно-лётную комиссию. Мы делаем, проходим комиссию в серышевской ВЛЭК.
– Возраст имеет значение?
– Да. Где-то с 16 лет до дееспособного возраста, если пропускает именно медицинская комиссия, если есть медицинские показатели.
– А есть ли какие-то жёсткие требования?
– Конечно. Врачебно-лётная комиссия как раз и ограничивает. Они определяют, способны вы стать лётчиком или нет даже в любительском плане.
– А в городе Благовещенске у нас есть люди, у кого свой самолёт, свой вертолёт?
– Я знаю, что есть люди, которые приобрели частный самолёт, частный вертолёт. Но летают на них всё равно профессионалы: кто-то пришёл из гражданской авиации, кто-то – из военной. В принципе самостоятельно они летают-подлётывают, но основные полёты выполняют профессиональные лётчики.
– То есть, такого, чтобы он сам сидел за штурвалом, нет?
– Он сидел, он выполняет, но под присмотром профессиональных лётчиков.
– Два года назад разбился Як-52, разбились два лётчика высшего класса, и на некоторое время были запрещены вылеты. Сейчас вновь возобновляются на том же самом самолёте Як-52.
– Да, на том же самом типе. Но нужно сказать, что самолёт этот получен с завода, абсолютно новый. И сейчас, я хочу сказать, немного другая, обновлённая программа.
– Программа чего?
– Программа обучения.
– Программа обучения – это одно. А вот какого года выпуска Як-52?
– Этот самолёт 1990 года выпуска. Я хочу сказать, по итогам катастрофы было определено, что состояние авиационной техники ни при чём. Там была ошибка лётчиков в пилотировании.
– Это в данном случае. А вообще слухи ходят, в Интернете, где может быть много бессмысленной писанины, говорят, что именно Як-52 устарел и опасен.
– Нет, Як-52 не устарел и не опасен, если его грамотно и умело эксплуатировать. И, в общем-то, этот самолёт как раз и предназначен для выполнения фигур высшего пилотажа. Возможностей у него очень много. Он может выполнять простой, сложный, высший пилотаж и даже обратный. То есть то, что многие самолёты просто не могут выполнять.
– А эта машина когда последний раз запускалась, летала? Вообще все Як-52, которые есть в аэроклубе, летают?
– Да, практически все. И эта машина как раз самая новая. И сейчас 5 числа мы на ней будем летать.
– Где самая главная кнопка в самолёте?
– Самая главная кнопка – та, с помощью которой связываемся с руководителем полётов. Здесь рычаг управления двигателем, есть рычаги управления самолётом непосредственно. Если берём ручку на себя – самолёт вверх идёт, от себя – вниз, и педали – это руль направления влево-вправо. Газ управляется ручным. Не всё так сложно, всему можно научить.
– Кнопка катапультирования?
– На этом самолёте… Как правило, на винтовых самолётах, на поршневых, не предусмотрено катапультирование. Здесь получается, что мы покидаем самолёт самостоятельно. Катапультирование предусмотрено на скоростях более 500-600 километров в час. А здесь обычное покидание, как вы, наверное, в фильмах видели про войну. То есть лётчик приподнимается, переваливается через край.
Хотя был случай в мировой практике. Вы знаете, что в 1967 году сбили самолёт-шпион. Пауэрс знал, что самолёт заминирован, и, если он катапультируется, взорвётся. Он с большой высоты, с 20 000, покинул самолёт именно перекатыванием с кабины и остался жив.
– Можно летать зимой и летом, круглый год?
– Здесь, конечно, летом очень хорошо, весной и осенью тоже. Но зимой, когда мы управляем полётами, получается, что в кабине не совсем герметично закрывается дверь. Поэтому ветра продувают-задувают, прохладно. Да и для движка немного холодновато в наши амурские морозы. А на западе летают круглый год.
– Но а у нас всё-таки возможно? На чём тогда летать, если Як не вывезет мороз?
– В принципе он вывезет. Можно подогреть кабину, прогреть двигатель и можно выполнять полёты при определённых условиях. Но мы считаем, что можно сделать перерывчик на несколько месяцев – ноябрь, декабрь, январь, февраль, – чтобы заняться теоретической подготовкой. А в марте, апреле и дальше можно осуществлять практические полёты.
– Можно, но сложно?
– Летать можно, но сложно. (Смеётся.)
– Можно посидеть в кабине?
– Можно, но предлагаю сделать это в другом самолёте. Он больше, и там удобнее смотреть. Продолжим беседу в другом самолёте. Это самолёт Ан-2.
– Здесь мы уже вдвоём поместимся?
– Да. Евгений Анатольевич, я помню этот самолёт. С него сбрасывают парашютистов. Я знаю об этом.
– Да. Отсюда прыгают парашютисты – спортсмены, перворазники; прыгают самостоятельно и тандемом.
– Старичок Ан-2!
– Старичок, но самый надёжный самолёт, один из самых старейших.
– Вы обучаете обычных граждан управлять самолётом, летать. Они летают на ваших самолётах. А если с ним что-нибудь случится, вы какую-то ответственность несёте?
– Да. Конечно, мы несём юридическую ответственность за тех, кого обучаем. Поэтому я ещё раз хочу сказать, что процесс обучения – это не просто процесс научить, но в первую очередь ответственность.
– Но вы всё-таки не ответили на вопрос. Не дай бог, но всё-таки! Нужно же со всех сторон подстраховаться! Вот он взял и на вашем самолёте, на вашем поле мало того, что сам, но и ещё кого-нибудь покалечил.
– Естественно, будем нести ответственность.
– Вопрос к спокойной гражданской авиации.
– Давайте.
– Это стрелять? (Показывает на кнопку.)
– Нет. (Смеётся.) Это рация, радиостанция. А это кнопка СПУ – самолётное переговорное устройство.
– А в фильмах это стреляет.
– Стреляет немного по-другому. Это немного похоже. Вот такая гашетка, а дальше нажимает и стреляет. В высших военных лётных училищах при обучении немного дают и боевое применение.
– Я думаю, сюда любого пацана запусти – глаза загорятся.
– Глаза горят у всех!
Что, надеюсь, успели всё снять? Нам нужно выполнять подготовку к полётам, готовиться, извините.
– Спасибо вам огромное, что запустили в сердце этого огромного зверя. Спасибо.
– Рады будем вас видеть, пожалуйста. Всего доброго.
– Друзья, уважаемые зрители, вам спасибо за внимание.
Это были «Простые вопросы». Смотрите «Альфа-канал»!
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/05/12/2583.html