“Простые вопросы”: Андрей Савченко, и Ольга Тыщенко, участники поисково-краеведческого объединения «Подвиг» (Мазановский район)

Ведущий — Павел Савинкин:

Здравствуйте! В канун Дня Победы самой популярной становится тема памяти. Говорится много громких и, наверное, правильных слов. А вот я постараюсь обойтись без излишнего пафоса и просто представлю людей, чья деятельность по возвращению имён, по возвращению памяти достойна уважения.
Андрей САВЧЕНКО и Ольга ТЫЩЕНКО – мазановцы, участники районного поисково-краеведческого объединения «Подвиг».

– Друзья, добрый вечер!

– Здравствуйте.

– Мазановский район далёк от боевых действий. Это спокойный уголок области, страны, где не проливалась кровь. Скажите, почему возникла мысль о создании «Подвига»?

– А. С.: Пройдёт два–три года, от силы пять лет, и в живых не останется, к сожалению, ни одного участника боевых действий, участника Великой Отечественной войны. А что остаётся в результате? Остаётся память, в том числе память в виде печатных изданий.

– Давно ли существует ваше объединение, кто его возглавляет и кому пришла такая светлая мысль его создать?

– О. Т.: Я заведующая школьной библиотекой, и мне было поручено заведовать школьной краеведческой комнатой, создать это в виде кружка. И ещё один кружок, патриотический, мне предложили вести. Я организовала группу детей, которых заинтересовала тема односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, участвовавших в этой войне и проживающих до сегодняшнего дня на территории Новокиевского сельского совета. Мы стали собирать эту информацию.

– В чём сложность? Вы собираете имена воинов, павших или участвовавших в Великой Отечественной войне. Казалось бы, пошёл в военкомат, взял данные и всё.

– А. С.: Сложность в том, что на людей, которые умерли до 1980 года включительно, в военных комиссариатах области, районов и страны практически нет никаких сведений, так как постоянные удостоверения участников войны им выдавать начали только с 1980 года. До этого люди жили, работали, растили семьи и умирали. Мы не знаем и никогда, к сожалению, не узнаем, сколько же у нас в районе вообще проживало участников Великой Отечественной войны и боевых действий.

– Как вы находите имена? Как это происходит?

– А. С.: Основой послужила алфавитная книга из мазановского военкомата. Эта книга призванных в Красную армию с 1941 по 1945 год.

– О. Т.: В ней числилось 2 900 человек. На самом деле, если вспомнить довоенную численность Мазановского района, а это примерно 30 000 человек, то призванных 2 900 человек, это очень мало. Должно было больше быть призвано мужчин.

– А. С.: Очень плотно мы работаем с Министерством обороны Российской Федерации. Мы делаем анкеты-запросы во всевозможные архивы.

– Вижу, огромная, кропотливая работа. Скажите, вы находите понимание или встречаетесь и с такими фактами, как бюрократические отписки?

– А. С.: Сейчас да. В первые годы нашей работы архивные справки приходили очень полные, доскональные. Сейчас зачастую приходят отписки, где работники архивов ссылаются на сайты Минобороны в Интернете: смотрите «Подвиг народа», смотрите «Мемориал».

– Где не всегда найдёшь, а если и найдёшь, это не соответствует действительности. К сожалению, так. А на какие средства вы всё это делаете? Ведь это переписка, конверты, ручки, ваше время, это какие-то гранты или помощь администрации, помощь общественности, или всё за счёт ваших средств?

– О. Т.: В основном это наши средства. Бумагу мы покупаем за свои средства. Но так как у меня в кабинете есть компьютерная техника, принтер, то это всё я могу распечатать на рабочем месте.

– Служебное положение используете?

– О. Т.: Маленько используем, можно и так сказать. Но принтер заправляю я, бумагу покупаем. А уж сама техника работает.

– Во благо, конечно. Районная администрация о вашей деятельности знает, какую-то помощь оказывает?

– А. С.: Да, знает. Вот сегодня администрация пошла нам навстречу, помогла нам с приездом, доставкой нас на эту передачу.

– Вы ограничиваете себя только поисками тех, кто воевал, погиб, провал без вести, остался жив, или пошли дальше и ещё каким-то образом находите их родственников, чтобы с ними списаться, встретиться, найти какие-то живые документы?

– А. С.: Да. Перед вами на столе фотографии, в основном их предоставили родственники. У нас есть отдельная папка для переписки с родственниками. В том числе не только по Амурской области, а из тех мест, куда судьба закидывала наших земляков: из Москвы, Воронежа, Таганрога, Твери, Челябинска, Хабаровского края и Приморья, где много наших земляков. Мы им пишем, мы с ними созваниваемся. И вот такой парадокс. Когда мы общаемся с родственниками, которые живут далеко от Амурской области, в городах России либо в ближнем зарубежье, в Белоруссии, на Украине, они откликаются на наши письма чаще, чем наши амурчане. Мы писали в Серышево, Белогорск, Свободный, родственникам, с просьбой получить информацию. Ни ответа ни привета. Бывает и так.

– Вы находите имена, людей, документы. А вот дальше что? Я смотрю, высокая стопа талмудов. Что это?

– О. Т.: Это наш рабочий материал, первая распечатка собранных сведений. Я уже говорила, что у нас числилось 2 900 человек. Сейчас у нас в распечатке 7 779 фамилий с информацией. Каждая фамилия имеет какую-то информацию.

– Эта книга теперь требует издания. И вот серьёзный вопрос: что вы хотите с этими сведениями сделать? Такое тягостное молчание. Каков итог вашей деятельности?

– О. Т.: Мы хотим выпустить типографским способом, примерно будет 4 тома Книги Памяти Мазановского района.

– Мазановский район идёт навстречу вашим пожеланиям? У вас же официально зарегистрированная поисково-спасательная организация, вы же не самодеятельность, вам же должны помогать, мне так кажется.

– А. С.: Получается, что самодеятельность как раз. Мы объединились не благодаря какому-то административному ресурсу, а благодаря интересам и всему вот этому. Понимаете, это как курево, как наркотик – трудно бросить. Мы, наверное, никогда и не бросим этим заниматься.

– Ну хороший наркотик. И всё-таки, чего вам не хватает для издания этой книги? Я, наверное, услышу сейчас ответ «не хватает денег», да?

– О. Т.: Да.

– Не хватает, наверное, того самого менеджера, который помог бы найти эти деньги, чтобы эту книгу издать. Давайте обратимся к тем, кто смотрит нашу программу. Сколько нужно для того, чтобы издать эту книгу?

– О. Т.: Наверное, тысяч двести нужно нам для того, чтобы издать с хорошей обложкой, в твёрдом переплёте, с хорошей бумагой. Плюс мы могли бы туда поместить фотографии.

– Вы не пытались выходить на областную администрацию? Там существуют некие гранты, чтобы защитить свой проект, чтобы вам выделили специально для этого деньги?

– А. С.: Нет, на областную администрацию мы не выходили. У нас, у всех членов этого поискового объединения, есть основное место работы. Чтобы сделать грант и проект, нужно время.

– Я вам советую написать письмо в областную администрацию. Может быть, оно попадёт Олегу Николаевичу Кожемяко. Он кому надо отпишет, а там, наверное, процесс пойдёт всё-таки.
Спасибо вам. Святым делом занимаетесь. Уважаемые телезрители, хотелось бы закончить словами поэта-фронтовика Давида Самойдова: «Но в памяти такая скрыта мощь, что возвращает образы и множит…»
Дай Бог, чтобы наша память не покрывалась мхом. Дай Бог, чтобы имена возвращались. Всех с наступающим праздником, Днём Победы! Вам низкий поклон за вашу деятельность.

– Спасибо.

– У нас в гостях были Андрей Савченко и Ольга Тыщенко – участники поисково-краеведческого объединения «Подвиг» из Мазановского района.

Всего доброго!

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/05/05/2577.html