“Простые вопросы”: Владимир Шатковский, инспектор Российского авторского общества по Амурской области

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Половина кафе, ресторанов, ночных клубов Амурской области работают, нарушая авторские права. Это данные амурского представительства Российского авторского общества. За музыку и песни, которые звучат в этих развлекательных заведениях, авторы произведений должны получать гонорары. Некоторые заведения отчисления делают, а некоторые не делают.
Объяснять, что должны делать руководители этих заведений, взялся представитель-инспектор Российского авторского общества по Амурской области Владимир ШАТКОВСКИЙ. Сегодня он наш гость.

– Здравствуйте, Владимир Михайлович!

– Здравствуйте!

– Вы всерьёз ходите по ресторанам и кафе с рабочими визитами?

– Вынужден.

– Смотрите, насколько законно там исполняют песни?

– Да-да-да. Делаем контрольные прослушивания, указываем на недостатки.

– Вы как ходите? Никто не знает, что вы пришли, да? Руководители заведения не знают об этом?

– По-всякому бывает. Бывает, просто так приду, пью кофе, а сам делаю своё дело. Слушаю, проверяю. А бывает, когда уже грубое нарушение, мы приходим с прокуратурой, с милицией, делаем контрольные прослушивания и передаём дело в суд.

– Что вас настораживает, когда вы пришли в кафе, заказали кофе, сидите, пьёте кофе и слушаете или не слушаете музыку? На что обращаете внимание?

– Больше всего меня настораживает наш непрофессионализм, который пришёл в рестораны и кафе.

– Давайте обратим внимание на внешние признаки. На что вы обращаете внимание?

– Интерьер меня, в общем-то, не волнует. Я смотрю, диджей это или живое исполнение. Подходишь к диджею и спрашиваешь, что ты крутишь, что за музыка, кто автор? А он даже не знает. У него диски от руки подписаны, например группа «Любэ», и больше он ничего не знает: кто автор текста, кто автор музыки. А это тоже очень обидно для авторов.

– Что является основанием для ваших претензий руководству этих заведений?

– Прежде всего, конечно: почему вы не платите авторское вознаграждение авторам. Вы должны заключить договор с Российским авторским обществом и выплачивать им. Вы должны ежемесячно отчитываться, подавать рапортички. Ваш диджей пишет, кто автор, какие произведения звучали.

– То есть, писать: каждый день звучал Малежик, 8 раз – Добрынин, 5 раз – песни Кобзона и так далее?

– Да, совершенно верно. Что, кстати, ваши ребята и делают и очень хорошо – ежемесячно вот такие отчёты, до секунды.

– Скажите, а вы один в Амурской области работаете?

– Вот секрет вынужден выдать.

– Но один, да?

– Да.

– И вы берётесь контролировать абсолютно все заведения, их же тьма-тьмущая в Амурской области?

– Как вы думаете, возможно это сделать или нет?

– Но это я вам вопрос задаю, вы же инспектор-представитель РАО?

– Вот, конечно нет. Дело в том, что мне очень помогает, что я был директором областного масштаба, и все культурные заведения, отделы культуры мне знакомы. По телефону.

– Вы пытаетесь контролировать всю область?

– Да-да.

– Возьмём экономику. Среднее кафе в Благовещенске сколько может платить в месяц? Вы подсчитывали, примерно какая это сумма?

– Дело в том, что есть постановление правительства…

– Может, непомерно, может, миллионы там?

– Нет, что вы, что вы! Есть постановление правительства, где всё рассчитано по количеству посадочных мест.

– В среднем вы считали экономику?

– Допустим, 30 мест. Где-то это 800 – 1 000 рублей в месяц.

– Я думала, 800 000 в месяц.

– Что вы! Нет-нет, копейки!

– Я тогда понимаю. А есть такие заведения, которые платят эти авторские отчисления?

– Конечно, есть. И, действительно, можно судить, когда встречаешься с хозяином, директором такого кафе, сразу видишь, человек с высоким интеллектом!

– Я всё равно не понимаю, как это физически возможно. Я не понимаю, Владимир Михайлович. Допустим, у нас в городе будет 100 кафе в Благовещенске, 50 – в Белогорске, 50 ещё где-то, со всей области, вы что, физически должны всё это обработать, все рапортички и отправить их?

– В том-то и дело. Рапортички, к сожалению,..

– И суммы?

– Ну давайте уж будем показывать всю мою кухню!

– Нет, мне просто интересно, потому что одно дело иметь закон, другое дело – смотреть, как он исполняется.

– Да-да-да. Очень тяжело. Да, я и главный бухгалтер, потому что составляю финансовый отчёт, должен отчитаться за всю область, я и главный ревизор, и юрист. Я и в судебных процессах принимаю участие. Конечно, работа очень тяжёлая, очень напряжённая.

– Я понимаю, что всё равно работу вы хотели бы делать на 100 %, но она всё равно на 100 % не делается.

– Невозможно.

– Физически нереально. А стоит вообще? Это верхушечка-верхушечка, которую вы пытаетесь сделать. Это справедливо, если вы только верхушечку делаете, а остальные нет?

– Во-о-т! Вот тут-то и зарыта собака. Это негосударственное учреждение. Это авторы сами организовали и просят меня: ты уж покажи, где звучат мои произведения. И вот когда деньги бухгалтерия отчисляет в Москву, когда автор получил эти деньги, вот тогда он отчисляет мне процент от этой суммы.

– Ах, вот так ваша зарплата формируется!

– Вот в чём дело! Они бы с удовольствием создали в Благовещенске организацию в 20–30 человек. Но каждому нужно платить зарплату.

– Я правильно вас поняла, что ваша зарплата зависит от той суммы отчислений, которую вы взыщите?

– Да-да. К сожалению, на моей визитке написано, что я нахожусь под покровительством президента Российской Федерации. И на каждом документе вот такое выражение. Я сам понять не могу, в чём выражается вот такое покровительство.

– Наверное, никто вас не трогает и не выгоняет из ресторана?

– Может быть.

– Давайте поговорим ещё о механизме. Вот приходят рапортички, отчёты, что вы собрали, в Москву. В Москве же это всё собирается?

– Да.

– Как там это всё распределяется? Неужели там всё учитывается, что в городе Благовещенске в таком-то кафе прозвучал Малежик 5 числа и 15 числа, а потом 8 и 12 там прозвучал Кобзон? Это реально кто-то собирает?

– Дело в том, что тщательность зависит только от вас, от ваших ребят. Они тщательно составляют рапортичку. И этот документ имеет определённый стандарт, определённый формат. Запускается в автомат, и тот быстро просчитывает.

– Все эти данные реально собираются в базе?

– Да. Всё это реально.

– Как потом всё это платится авторам?

– И потом именно автомат указывает: Малежик прозвучал на Дальнем Востоке столько-то раз, и такая-то сумма ушла на его счёт.

– Но авторы реально получают деньги?

– Но давайте даже в Интернете прочитаем: Юрий Антонов, Розенбаум…

– Скажите, вам от кого пришли последний раз гонорары за вашу работу?

– Вот как раз они пишут: не трогайте РАО, это единственная организация, которая нас хоть как-то защищает. Развалим РАО – значит, мы вообще не будем ничего получать.

– Значит, вам привет от Антонова, Розенбаума пришёл в денежном выражении?

– Да-да-да.

– А разве авторы не получили свои гонорары в тот момент, когда они опубликовали свою продукцию, записали диск или выпустили программу? Они выпустили это в свет – пожалуйста, пользуйтесь: популяризируйте, крутите это, пусть это звучит?!

– Нет. Дело в том, что они получили за создание диска. Да, они получили за это небольшую сумму. Но этот диск начинает вращаться, работать, зарабатывать какие-то деньги. Будьте любезны, от этих денег, что диск заработал, отчисляйте, пожалуйста, автору.

– Но это справедливо, как вы считаете?

– Справедливо, очень справедливо.

– А кто ещё должен платить? Смотрите, я сажусь в маршрутку, там звучит музыка. Надо платить или нет? Прихожу в супермаркет, там звучит музыка. Они должны платить или нет?

– Раз авторы нас содержат – понимаете, нас авторы содержат, – они пытаются сделать так, чтобы где бы ни звучало его произведение, везде получить за это вознаграждение.

– Переходим к приятному. Потому что кафе, рестораны – это не очень приятная часть вашей работы, а вот театры, концерты – это то, куда вы ходите всегда, куда вы обязаны ходить и посещать все мероприятия бесплатно – правильно я поняла? – это ваша работа. Скажите, там бывают нарушения?

– Дело в том, что прошёл спектакль, а его не указали в рапортичке, не отчитались перед Москвой.

– Кого «его»?

– О том, что в Благовещенске прошёл какой-то спектакль. Но это было давно. Дело в том, что наш драматический театр получил недавно приз за уважительное отношение к авторам. Он является одним из лучших в России плательщиков авторского вознаграждения.

– Это наш драматический театр?

– Да-да, не будем плохое говорить.

– Нет, я просто спрашиваю, какие примеры могут быть.

– А вообще бывают случаи, да, взяли и не указали. Вот для этого я должен присутствовать на спектакле, прослушивать разные произведения.

– А на концертах вы смотрите всех исполнителей абсолютно?

– Стараюсь. Дело в том, что это возлагается на администрацию концертного зала. Они обязаны отчитаться за всё, а я уже их контролирую. Так получается, понимаете. И посещаю концерт.

– Ясно. Если мы, как канал или станция, произвели программу, например, как наша, «Простые вопросы», её кто-нибудь с сайта скачал, как мы говорим, и где-то транслирует у себя, может быть, с какими-то купюрами, вырезанием некоторых мест – это законно, будете нас защищать в данном случае?

– А ведь у вас везде есть набольшая надпись «Только с разрешения».

– Но вы нас будете защищать в этом случае, мы ведь тоже попадаем под этот закон?

– Да-да-да, конечно. А как же?!

– Вот такие авторские права. Сегодня у нас действует такой закон об авторском праве. О том, как он исполняется, мы говорили с представителем-инспектором Российского авторского общества по Амурской области Владимиром Шатковским.

Это были «Простые вопросы». Всего хорошего!

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/04/28/2569.html