“Простые вопросы”: Любовь Ромашова, преподаватель основ религиозных культур и светской этики

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Добрый вечер! С нового учебного года школьная программа в обязательном порядке пополнится ещё одним предметом: «Основы религиозных культур и светской этики». Наряду с математикой и русским языком дети будут изучать ещё одну, спорную пока дисциплину.
Сейчас родители пытаются примириться с новым предметом, а учителя готовятся его преподавать. В некоторых школах он уже включён в учебный план. И сегодня мой гость – учитель 12-й благовещенской школы Любовь РОМАШОВА, которая как раз и преподаёт эту дисциплину.

– Здравствуйте, Любовь Юрьевна!

– Здравствуйте.

– В каком классе вы преподаёте этот предмет?

– Данный предмет я преподаю в четвёртом–пятом классе. Четвёртая четверть четвёртого, первая четверть пятого класса.

– Сколько часов в неделю запланировано на эту дисциплину?

– Один час.

– Один урок?

– Один час. Можно разбить этот модуль на два часа в неделю, здесь уже зависит от внутреннего базового плана школы, как распределит школа.

– Что включает в себя предмет «Основы религиозных культур и светской этики»? Вы уже сказали о модулях. То есть, это какие-то блоки?

– Да. Общий курс «Основы мировых религиозных культур и светской этики», как он называется, подразделяется на шесть основных модулей: основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы иудейской культуры, основы православной культуры, светская этика, ещё основы мировых религиозных культур, где все по чуть-чуть. Из этих модулей родителям нужно было выбрать два-три, сколько они определят, которые будут преподаваться в контексте.

– То есть выбор существует?

– Конечно.

– Как происходит всё это? Перед началом года родители высказывают своё желание, что преподавать их детям, какой из модулей: ислам, православную культуру, основы всех религий?

– Да. Проводится родительское собрание, на котором родителям объясняется цель данного курса, методика его преподавания, озвучиваются модули. И родителей просят проанализировать то, что они услышали, и через несколько дней дать ответ. Необязательно делать это сразу, им даётся время на раздумья, они могут посмотреть в Интернете необходимую информацию, задать какие-то вопросы. И потом, когда уже примут окончательное решение, они пишут заявление, в котором указывают, какой модуль они хотели бы изучать.

– У вас что выбрали?

– В нашей школе выбрали два предмета: основы светской этики и основы православной культуры.

– Откуда взяли дополнительные часы? Их забрали у каких-то других предметов?

– Нет, это всё делается опять же на базе школы, внутри школы, на уровне администрации, на уровне учителя начальных классов, в классе которого ведётся этот модуль. Просто производится переработка имеющихся часов.

– Понятно. Но всё-таки у кого забрали часы? У математики? Меня тревожит, тронули основные дисциплины или нет?

– Нет, ни в коем случае. Основные дисциплины не тронули. Этот модуль вообще предполагает ближе историю.

– У вас конкретно у каких предметов забрали часы?

– История, литература.

– Любовь Юрьевна, у вас основной предмет какой?

– Я предметник, химия и биология.

– То есть не историк?

– Нет, я не историк.

– Как вы вдруг пришли к преподаванию этого предмета?

– Данный предмет может вести необязательно историк, необязательно учитель начальных классов и необязательно литератор. Его может вести тот, кто пройдёт специальную курсовую подготовку и будет иметь для этого желание.

– Я так понимаю, что вы изъявили желание переучиться и переучились?

– Да.

– А химию ещё преподаёте?

– Конечно. Это моя основная деятельность.

– То есть вы предметник и ещё по совместительству преподаватель основ религии?

– Да.

– А где вы учились данному модулю?

– В городе Биробиджане были организованы курсы для нас.

– Преподавателей, учителей школ учат централизовано, чтобы они несли данный предмет детям?

– Да, конечно. Со всей области были туда отправлены учителя. Мы там прошли двухнедельную курсовую подготовку.

– Вы считаете, что этот предмет детям нужен? Когда мы учились, не изучали эту дисциплину. Тем не менее у нас были какие-то основы, знания, и толерантными мы вроде бы выросли в основной своей массе. Как вы считаете, надо?

– Вот именно, что мы-то и выросли. А сейчас нынешним детям в современном мире намного тяжелее с ценностями жизненными.

– Почему вы так считаете?

– Потому что я работаю в школе. Я вижу ценности детей. И я вижу, что во многом эти ценности очень занижены, не те ценности. Материальное преобладает над духовным. Именно для этого курс и вводится. Чтобы вернуть на ту тропиночку, на которой были мы с вами. Чтобы хоть немного вот этой духовности, вот этой доброты чуть-чуть детям вернуть и помочь им в определении жизненных ценностей.

– Вот этот предмет на это и нацелен?

– Конечно. Это светский характер, ни в коем случае не религиозный.

– Скажите, о чём речь в светском компоненте этого предмета, в светской этике? Многие не понимают, что туда включено, какие понятия.

– Я могу озвучить некоторые темы модуля «Светская этика». Например, «Россия – наша Родина», «Культура и мораль», «Добро и зло», «Моральный долг», «Справедливость», «Долг», «Дружба», «Совесть», «Честь и достоинство», «Нравственные идеалы», «Этикет». Я некоторые перечислила. Уже по ним видно, что это явно светский характер.

– А родители могут отказаться вообще от того, чтобы их ребёнок учил это предмет, или это обязательно? Например, родители исповедуют какую-то другую религию, и он не хотят, чтобы ребёнок вообще посещал эти уроки. Это возможно?

– Если это согласовано с администрацией школы и подкреплено заявлением, если действительно есть такое желание, то, скорее всего, на административном уровне примется такое решение, что это возможно. Но пока таких случаев не было. Потому что даже если родитель не хочет, чтобы его ребёнок посещал модуль, касаемый каким-то образом религии, пусть даже со светской стороны, он может отдать его на модуль «Основы светской этики», который вообще не подразумевает никакой религии в принципе.

– Есть ли у вас в планах привлекать представителей конфессии к работе: к преподаванию, к разработке курса, к консультации, ещё к чему-то?

– Лично для себя я консультации брала. Я посещала наш храм, в котором задавала вопрос, меня интересующий. Ведь чтобы рассказать детям, я сама должна знать материал глубже, чтобы переработать и в более простом варианте представить детям. Но ни в коем случае я не могу привлекать к уроку каких-то представителей конфессий. Вот тогда действительно меня можно будет упрекнуть в том, что я пытаюсь их во что-то вовлечь. Ни в коем случае я так не делаю.

– Учителей сейчас учат. А есть ли у детей учебники? Любой предмет предполагает наличие учебной базы. Она у нас где?

– Она у нас в Москве. Наша школа, как только мы вернулись с курсов из Биробиджана, заказала учебники, которые нам пришли. Они у нас есть. Но любая другая школа, которая собирается начать ведение данного курса, столкнётся с этой проблемой. Учебники заказываются только через Москву, и время их изготовления – не менее двух месяцев. По крайней мере, так они шли нам.

– В целом впечатления от работы какие? Что вам нравится, не нравится? Как дети реагируют? Были ли какие-то спорные ситуации, может быть, конфликтные? Как реагируют родители?

– Конфликтных ситуация как таковых не возникало. Дело в том, что мой модуль всё равно более узкоспециализированный, чем, например, светская этика, поэтому родители заранее знали, куда отправлять детей. И не оправит родитель, исповедующий иудейскую культуру, своего ребёнка на модуль «Основы православной культуры». Такого не бывает.

– А, кстати, куда он отправит? Например, кто-то из родителей у вас исповедует ислам. А у вас он не набрал большинства, у нас сейчас всё выборное, он один проголосовал за это. Куда ему своего ребёнка отдавать? Он же хочет, чтобы его ребёнок изучал именно основы ислама.

– Тогда будет учитель, который освоит эту профессию.

– Для одного ребёнка?

– Конечно.

– Серьёзно, так тоже возможно?

– Родители в этом не ограничены. Они имеют право выбора. Они имеют право выбрать то, что считают нужным для своего ребёнка. А школа под это подстроится. И вы знаете, я не думаю, что у нас много тех, кто исповедует всё-таки иудейскую или исламскую культуру.

– Но тем не менее, если мы заявили, что это есть в курсе, многие родители вольны выбирать. Ведь речь всё-таки идёт о мировоззрении. Поэтому, наверное, это должно быть, если это заявлено.

– Это духовно-нравственное воспитание в первую очередь. Аспект духовно-нравственного воспитания школьников. И к этому все подходят очень серьёзно. На сегодняшний день это основной аспект всего воспитания – духовно-нравственный, поэтому родителям будут сделаны все необходимые уступки, чтобы они остались довольны этим курсом.

– Спасибо большое за разъяснение. Мы сегодня говорили о новом предмете: «Основы религиозной культуры и светской этики», который с 1 сентября будет обязательным во всех школах для учеников 4-5 классов, а сейчас преподаётся только в некоторых. В частности, в 12-й школе Благовещенска. И сегодня мой гость – Любовь Ромашова, которая и преподаёт эту новую дисциплину.
Хотелось бы в заключение сказать: конечно, наша школа реформируется и реформируется серьёзно – все мы помним ЕГЭ. Очень бы хотелось, чтобы все эти реформы не были поспешными, были продуманными и ни в коем случае не в ущерб основным знаниям, которые дети всё-таки должны получать.

Это были «Простые вопросы». Всего хорошего!

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/03/07/2491.html