“Простые вопросы”: Ася Серга, заместитель главного врача Амурской областной детской клинической больницы

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Здравствуйте! В детском здравоохранении города произошли перемены: часть функций детской городской больницы теперь выполняет детская областная больница. О том, как всё это будет выглядеть, сегодня и поговорим.
Мой гость – заместитель главного врача детской областной больницы по лечебной работе Ася Петровна СЕРГА.

– Здравствуйте, Ася Петровна!

– Добрый вечер.

– Скажите, пожалуйста, этот процесс уже произошёл, уже завершилась реорганизация в детском здравоохранении?

– Да. С 21 февраля в соответствии с приказом министерства здравоохранения функции экстренной помощи, хирургической и педиатрической возложены на детскую областную больницу.

– Какие отделения у вас добавились?

– По сути отделения у нас не добавились. У нас существовали эти отделения, они были дублирующие с детской городской больницей. Но количество коек в детской областной больнице увеличилось на 60. Койки увеличены в детской хирургии, в отоларингологии больше всего коек увеличилось, в гинекологии и в отделении урологии.

– А в чём смысл этой реорганизации, которая вызывает много споров, вопросов, недопонимания? Зачем это всё сделано? Разве всё плохо работало?

– Вопрос о реорганизации шёл уже давно. У нас в области назрела необходимость в создании реабилитационного центра как для детей города, так и для детей области. Такого учреждения у нас нет. Есть небольшой реабилитационный центр поликлинического звена в городе Благовещенске, а для областных детей такого учреждения нет. А коечный стационарный фонд избыточный. За последние 10 лет количество детского населения в области уменьшилось на 80 тысяч человек. Это очень большая цифра. Если в 2001 году было свыше 250 тысяч, то на 1 января этого года – 177 тысяч.

– То есть, детей становится меньше, поэтому возможности стационара были слишком большие для того количества населения?

– Да, совершенно верно. Количество коек у нас в области, в том числе и детских, избыточно.

– Вы говорите о том, что у вас добавилась хирургия и так далее, то есть все эти сложные патологии. Скажите, а у вас очередь на плановые операции есть сейчас или нет? Не окажется ли так, что все встанут в очередь, вам добавится ещё и город, и дети не смогут лечиться?

– Вот это ложное представление, что у нас есть огромные очереди на госпитализацию. На самом деле этого нет. На плановую госпитализацию очередей огромных нет и никогда не было. И они не добавились. Вот мы уже две недели работаем, количество плановых больных не увеличилось.
Мы, к сожалению, загружены экстренными больными, которым помощь должна оказываться амбулаторно. Вот это – другая проблема, которую стоит ещё отдельно обсуждать, и она требует отдельного разговора.

– Кто тогда недорабатывает?

– Амбулаторные больные должны лечиться на уровне амбулаторно-поликлинического звена. К нам везут больных, которые должны лечиться в инфекционной больнице. Мы выполняем несвойственные для нашего стационара функции. К сожалению, так сложилось, и ежегодно свыше 4 тысяч больных мы лечим на уровне приёмного покоя. Так быть не должно.

– То есть, собрали всех, кого могли?

– Получается, что так.

– Я так поняла, что городские дети, по вашему мнению, не пострадают.

– Нет, не пострадают.

– А что с детьми из районов? У вас же добавляется работы – городские идут к вам. Не получится ли так, что какой-то ребёнок из Зеи не поступит или не сможет к вам госпитализироваться, потому что места заняты?

– Для больных области у нас вообще никогда не было и нет отказов. В любом случае областной больной, который к нам приедет, будет госпитализирован, если у него есть показания к госпитализации. Поэтому здесь проблем не будет.
Как планируется работать в дальнейшем? Плановых больных, которые уже не требуют оказания специализированной помощи, планируется переводить на реабилитационное лечение, на второй этап лечения в детскую городскую больницу, которая будет выполнять в настоящее время и функции реабилитационного центра. А плановая и педиатрическая помощь как оказывалась в детской городской больнице, так она и будет оказываться.

– Дети с хроническими заболеваниями, которые всё время лечились в детской городской больнице, должны сейчас куда-то уйти, или они как лечились, так и будут у своих докторов лечиться?

– Нет, они как лечились, так и будут там лечиться на тех же самых койках, в тех же самых отделениях, потому что эти отделения сохранились.

– По вашим ощущениям, родители уже не боятся этой реорганизации, они понимают или нет, что произошло? Я почему спрашиваю? Например, ребёнок в городе Благовещенске нуждается в срочной помощи. Вызвали скорую. Куда его везут? Куда его потом госпитализируют, что с ним делают?

– В зависимости от ситуации этого ребёнка везут либо в нашу больницу, либо в инфекционную. Потому что сейчас других детских коек в области просто не осталось. Естественно, остались нейрохирургические койки в областной больнице, комбустиологические койки. И отказов у нас нет. И здесь никакого волнения родителей быть не должно. Особенно в экстренной ситуации.
На что мне хотелось бы настроить ещё родителей, так это на то, чтобы они не забывали о том, что есть поликлиника. И по любому случаю идти в больницу – не повод. Нужно обратиться к своему участковому педиатру.

– Но вы как думаете, почему люди не обращаются в поликлинику, а идут к вам?

– Мне сложно сказать, но, наверное, за многие годы сложился такой стереотип, что всё должно лечиться в стационаре. Но это не так. Стационар не может вместить в себя всех желающих там лечиться.
Есть показания к госпитализации. Мы сейчас живём в условиях страховой медицины. Есть обоснованность к госпитализации, есть необоснованность к госпитализации. И когда мы отказываем из-за того, что госпитализация необоснованна и больной должен лечиться в амбулаторно-поликлинических условиях, у многих, естественно, возникает недовольство.

– Я догадываюсь, почему многие обращаются к вам. Наверное, потому, что не так просто пройти обследование быстро, без очередей и в срок в условиях амбулаторных?

– Да. Мы надеемся, что с укреплением амбулаторно-поликлинического звена даже теми специалистами, которые работали в городской больнице, этот вопрос всё-таки будет решаться лучше.

– Ася Петровна, много копий было сломано по поводу этой реорганизации. Очень много говорили, хорошо это или плохо. Каждый выдвигал свои аргументы: и не надо трогать, и нет, давайте разделимся, и так далее. В чём суть? Почему это всё-таки происходило? Почему вы отстаивали свою точку зрения, а городская больница – свою: не нужно никакой реорганизации?

– Наверное, потому, что все привыкли жить в тех условиях, в которых жили. Но время идёт. Изменяется условие, изменяется экономическая ситуация. Всё-таки мы сейчас в большей степени работаем в новых экономических условиях, когда стационарная помощь очень дорогая и затраты на неё очень высоки. Этот стереотип нужно ломать. Нужно переходить в большей степени к амбулаторно-поликлинической помощи. Стационарные койки у нас в области давно уже избыточны. Мы уже говорили, что население у нас не прибавляется. Рождаемость осталась на одном приблизительно стабильном уровне. Миграция очень высокая. И детей больше не становится. А количество коек как было 10 лет тому назад, так оно и осталось.
Но и потом наша больница много лет давно и хорошо оснащается. Квалификация специалистов детской областной больницы, наверное, уже не вызывает сомнения у очень многих родителей. Она достаточно высока. Они учатся и в нашей стране, и за рубежом. Особенно по хирургическим специальностям стать высококвалифицированным специалистом можно только на потоке больных, где этих больных достаточно. И разделять эту помощь в условиях нашей маленькой области просто нецелесообразно.

– То есть, вы считаете, что должен быть один сильный квалифицированный центр, который будет оказывать сложные виды помощи, а остальное – это уже амбулаторное и реабилитация?

– Да, совершенно верно. У нас нет такого количества населения, чтобы иметь много высокотехнологичных центров.

– Спасибо большое за разъяснение. Мы сегодня говорили о новых функциях, которые приобрела детская областная больница, о реформах в детском городском здравоохранении.
И мой гость – заместитель главного врача Амурской областной детской клинической больницы по лечебной работе Ася Петровна Серга.

Это были «Простые вопросы». Всего хорошего!

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/03/01/2483.html