“Простые вопросы”: Борис Мишин, вице-президент Российской федерации кэндо и Геннадий Дубилин, двукратный чемпион Европы по кэндо

Ведущий — Павел Савинкин:

Здравствуйте! Вчера читал японские хокку. Попались такие строки: «Пуля летела в меня. Отразил, как муху, мечом». «Кэндо» называется.
Хокку – понятно, поэзия. А что такое кэндо, сейчас об этом расскажут наши гости – Борис МИШИН и Геннадий ДУБИЛИН. Даже в Японии их мастерство вызывает уважение.
Борис Николаевич у нас вице-президент Российской федерации этого вида спорта. А Геннадий – многократнейший чемпион самого разного уровня. Достаточно сказать, что дважды чемпион Европы.

– Скажите, уважаемые, имеет ли кэндо некое прикладное значение? Скажем, боксёр может при случае показать кулак, бегун – свои сверкающие пятки. А спортсмен, который занимается кэндо?

– Б. М.: Мы всегда сталкиваемся с этим вопросом. Обычные родители всегда спрашивают нас: «А что это даст на улице?» Мы улыбаемся. Потому что мы не учим ребят тому, чтобы они проявляли насилие. Мы учим ребят быть сдержанными, ровными, пытаться найти контакт. Это как шахматы. Фехтование – это, как шахматы. Оно вообще, как шахматы. Выдерживаешь линию до тех пор, пока это можно держать. А если уже невозможно держать – не забывайте, что здесь реакция очень мгновенная. Они очень хорошо передвигаются и могут погасить любые удары.

– Давайте расскажем, что такое кэндо?

– М. Б.: Кэндо, если переводить с японского, означает «путь меча»: «кен» – это «меч», а «до» – «путь». Это фехтование на бамбуковых мячах.

– Какие навыки приобретает спортсмен? Я бы хотел услышать от Геннадия, какие навыки он приобрёл за время обучения этому виду?

– Г. Д.: Во-первых, физическая нагрузка. Она тоже даёт о себе знать. Тренировки идут очень сильные, подготовки к чемпионатам Европы. Это тоже сильная физическая нагрузка. Потом духовные качества. Сдержанность, как сказал Борис Николаевич. На улицах стараемся найти контакт. Не драться, а контакт.

– Может ли стать полноценным спортсменом, кэндока, человек, который не японец?

– Б. М.: Вполне. Знаете, мы в 2004 году проводили социальный опрос, интересный для себя, в отношении кэндо: «Кто занимается кэндо?» И большинство кэндо занимаются те, кто занимается компьютерами, связями, врачи. Тем, которым нужно восстанавливать, тем, кому нужны уверенность, ровность, недрожание рук, так сказать. В основном получился очень большой процент тех, кто занимается именно интеллектуально.

– Я смотрю, у нас здесь есть перчатки. Как они правильно называются? У мечей тоже есть свои какие-то названия?

– Б. М.: Один из мечей имеет два названия – «бокуто» и «боккэн». Оба названия можно переводить как «деревянный меч».
В кэндо он в основном используется для исполнения ката. Во всех единоборствах, карате и прочее, есть ката. Он для исполнения ката, для сдачи экзаменов, повышения квалификации.

– Эти мечи можно приобрести где-то в магазинах?

– Не знаю. Если у вас продаётся, то да. В принципе это недорогие вещи. Бокуто, думаю, везде продаётся, потому что его иногда используют в айкидо.

– Понятно. То есть можно приобрести?

– Б. М.: Да.

– Всё это оборудование, или спецснаряжение – маска, перчатки – это дорогостоящие вещи?

– Б. М.: Вполне. Ученический комплект в среднем стоит от 8 до 12 тысяч. Но система клубов и региональных отделений уже давно в России использует клубный багаж. То есть если дети приходят к нам заниматься, и даже взрослые, мы, естественно, в первое время предлагаем им всю экипировку. Она называется богу (Bogu). Если человек чувствует в себе силы, тогда он уже заказывает. Если человек дальше растёт, то и за 20 тысяч долларов можно купить. Суть не в том, кто и как изгаляется.

– Борис Николаевич, вы упомянули клубы. Скажите, вообще финансирование этого вида спорта производится частным порядком, или в нём заинтересовано государство, руководители?

– Б. М.: Практически всё протекает, как со всеми федерациями. Если мы состоим и попадаем в план, мы что-то получим. Если мы там не состоим и не попадаем, мы ничего не получим.

– У нас Геннадий, как настоящий чемпион, как кэндока, сидит и помалкивает. Но мне интересно услышать его мнение об амурских спортсменах.

– Г Д.: Я помню, что, как только мы познакомились, уровень был не очень высокий. Мы приезжаем на семинар сюда регулярно, три раза в год, и они приезжают к нам на семинары, соревнования, были на первых сборах.

– Б. М.: Они были именно приглашены на первый этап подготовки к чемпионату Европы 2011 года. И они были в Находке, провели 21 день вместе со своим руководителем и показали очень хорошие результаты.

– Я доволен.

– Б. М.: Я ещё раз хочу вам напомнить: здесь дети очень хорошие. Много детей. А чемпионы вырастают из детей.

– С детского возраста. Борис Николаевич, как один из руководителей вообще всей Российской федерации, скажите: будет ли этот вид спорта когда-либо, на ваш взгляд, включён в олимпийскую программу? У нас совершенно экзотические виды спорта попадают – кёрлинг, например. Почему бы и кэндо не войти?

– Б. М.: Это вообще интересный вопрос, потому что уже давно, несколько лет подряд ведётся диалог в Европе, мире, вводить или не вводить в программу, пытаться подавать заявление. Японцы сопротивляются и мотивируют это тем, что, мол, в своё время мы дзюдо своё отдали, а оно потеряло своё внутреннее, духовное. Оно просто превратилось в набирание очков, в борьбу и всё. Единоборство есть единоборство. В нём должен быть результат и какой-то соревновательный ценз. Иначе ни один спортсмен не узнает, на что он способен и чем владеет. Ещё плюс моё мнение. Я к тем видам спорта, у которых нет соревнования и которые относят себя к единоборствам, отношусь скептически.

– Вы, как два ведущих кэндока, заинтересованы в том, чтобы этот спорт шире развивался, чтобы в нём было больше людей, или достаточно определённого количества? Чтобы он не был массовым, а более элитарным?

– Б. М.: Чтобы он был более элитарным, его нужно сделать массовым. Как это ни парадоксально звучит. Потому что из этой массы создастся тот элитарный круг, который будет работать в направлении, у которого будут серьёзные клубы. Ведь у кэндо нет возраста. Вы можете заниматься. Я до сих пор выступаю. Мне 55 лет, а я езжу на соревнования.

– Спасибо вам.
Уважаемые телезрители, у нас в гостях были прославленные кэндока Борис Мишин – вице-президент Российской федерации кэндо и прославленный спортсмен Геннадий Дубилин.

Всего доброго и успехов!

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/01/27/2431.html