Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! Сегодня мы поговорим об одной из сторон нашей жизни: о здоровье, врачах и больнице. Гость нашей студии главный врач городской больницы Игорь МЕРКУЛОВ.
– Здравствуйте, Игорь Владиславович.
– Здравствуйте.
– Первый простой вопрос: в Благовещенске открывается отделение паллиативной медицинской помощи, проще говоря, мини-хоспис для тяжёлых онкобольных. Никогда у нас не было такого отделения и вот решили открыть. Поподробнее расскажите.
– Койки паллиативной помощи открываются, не отделение, а койки паллиативной помощи. Располагаться это отделение будет на базе горотделения. В его составе десять коек. Оснащено оно согласно порядку оказания помощи этим больным, работать там будут врач-онколог, врач-терапевт, средний и младший медицинский персонал. Надо отдать должное, это непростая работа, и медицинский персонал, особенно средний и младший, готов к оказанию этого вида помощи.
– Это очень тяжёлая работа – видеть умирающих, по большому счёту, обречённых людей.
– Есть даже такой термин «эмоциональное выгорание» – о тех сотрудниках, которые работают в отделениях паллиативной помощи, в домах сестринского ухода, в хосписах.
– Десять коек, это мизер, по-моему, в том масштабе беды, которая у нас творится с онкологией.
– Вы знаете, я ждал этого вопроса. Он вообще так перекликается с оказанием стационарной медицинской помощи в Амурской области, в городе Благовещенске. Формы работы этого вида помощи различны, это не только койки стационара. Это и выездные бригады, ведь по статистике и по данным первого московского хосписа – учреждения с безупречной репутацией, более 50 % людей последние дни своей жизни хотят провести дома. Поэтому формы работы бывают разные, в том числе и выездные бригады, дома сестринского ухода, хосписы, кабинеты…
– Но у нас нет этих форм!
– Конечно, формы, о которых я говорю, да, их нет. Но это не значит, что их не будет. В принципе, на базе нашего отделения можно и даже нужно начинать организовывать эту работу.
– Как вы думаете, сколько у нас в городе обречённых страдальцев с терминальной стадией онкологии?
– Я не закончил ответ на ваш хороший вопрос – хватит или нет коек: я знаю, вы противник нормативов, так вот я хочу сказать, что по рекомендации ВОЗ на 500 000 жителей положено около 30-ти коек. В принципе, в Москве зона ответственности этого хосписа 400 000 человек, и у них там 30 коек. Но это на взрослое население.
– Ну, понимаете, жизнь в Люксембурге, в Голландии, в пригороде Парижа и в Чигирях, в Тамбовке, в Благовещенске, мягко говоря, отличается. Поэтому тут, наверно, единый стандарт трудно подобрать. Как будете определять туда людей?
– Ну, во-первых, это пациенты, онкологические пациенты. Это пациенты с терминальной стадией заболевания, с прогрессированием заболевания, прежде всего, с болевым синдромом, недаром я сказал о кабинетах, отделениях борьбы с болью. У нас есть планы направить врача учиться, повышать квалификацию, заниматься проблемами паллиативной помощи, знакомиться с организацией работы противоболевых кабинетов. Это самое главное на сегодняшний день. Но кроме боли есть и другие страдания физические, которые связаны с распространением опухоли, с метастазированием, это тоже задачи будут этого отделения. А учитывая, что у нас больница многопрофильная и такой межпрофессиональный подход нам проще осуществить, то здесь эти больные будут получать все виды помощи. И раньше эта помощь была, просто раньше эта помощь оказывалась в профильных отделениях: в хирургии, в пульмонологии…
– Да это всё было по великому блату, всё это мы проходили. К сожалению, когда за каждую ампулу истерики в аптеках за наркотик и так далее…
– Поверьте, сейчас этого нет.
– Вы знаете, меня всегда возмущает в нашей медицине госзаказ на страдания. Вот определяет госзаказ какое-то программирование на болезни, вот столько-то госпитализаций в год будет оплачено из специализированного фонда. А всё остальное – это уже ваши проблемы. В 2012 году госзаказ на сколько госпитализаций в городе?
– 21 тысяча 300. В прошлом году эта цифра была 19 000. Но надо отдать должное, в прошлом году мэрией города Благовещенска выделялись деньги, это ни много ни мало 51 миллион рублей; был повышен тариф до уровня областного, и дополнительно нам были оплачены 2 000 госпитализаций. Это позволило стабилизировать ситуацию.
– Да это святая обязанность мэрии, что им должное за это отдавать? Не оплатили бы, и люди на улице были…
– Вообще, как-то мы по-разному к этому относимся. Организация этой паллиативной помощи – это и заслуга правительства Амурской области в том числе.
– Я думаю, народ достоин этой заслуги.
– Конечно! Об этом они и думают!
– Пусть больше думают, мы их за это больше будем уважать. 21 тысяча госпитализаций – достаточно для города Благовещенска?
– На мой взгляд, если амбулаторно-поликлиническая служба будет работать должным образом, организуется так, как должна организовываться неотложная помощь, дневные стационары, в том числе и специализированные, я думаю, этого должно хватить.
– Но это в идеале, а как сегодня работает наша поликлиническая служба, вы знаете лучше меня, достаточно в этой ситуации?
– Нет, конечно же, она работает, поликлиническая служба, есть и положительные моменты: функционирует дневной хирургический стационар, причём это дневной хирургический стационар на самом деле! И там выполняются операции! Паховые грыжи…
– Доктор, миленький, вы не ответили на вопрос: 21 тысяча госпитализаций в год достаточна для Благовещенска?
– Я уже сказал. В принципе, достаточно.
– Вот 19 тысяч было в прошлом году. Вот уложились в эту цифру?
– Мы пролечили больше больных.
– Городской больнице хватает докторов, медсестёр, денег, внимания, тепла?
– Внимания хватает. Я думаю, его ещё больше будет к городской больнице, а учитывая, что строительство нового хирургического корпуса вот-вот закончится…
– Финансирования, денег вам хватает? Все статьи закрываются?
– Да, бюджет закрывается.
– Препараты все есть, все нозологии лечить можете?
– Сейчас проблемы с лекарственными препаратами нет. Сейчас, с введением нового закона о здравоохранении, в порядке и стандарты оказания помощи. Они ставятся во главу угла.
– Докторов хватает? Сколько сегодня вакансий на работу можете принять?
– У нас даже очень много совместителей, у нас не самая проблемная ситуация, проблемы вы знаете, и доктора вам могут их озвучить, в основном это зарплаты и жильё. Я думаю, решаться будут эти проблемы.
– И последний простой вопрос: средняя зарплата по больнице?
– Неправильно говорить «средняя заработная плата». Есть люди, которые получают 40 тысяч рублей, а есть те, которые получают восемь. Рядовой врач получает 22 тысячи.
– За эти деньги нас спасают, лечат и продлевают нам жизнь.
Это были «Простые вопросы» для главного врача городской больницы Игоря Меркулова. Мы говорили о главном – о здоровье. Всем добра и, конечно, здоровья. Берегите себя.
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2012/01/17/2415.html