Ведущая — Наталья Овсийчук:
Помните стихи известного классика детской литературы: «А у нас в квартире газ – это раз./ А у нас водопровод – вот…» А что делать, если не работает ни газ, ни водопровод, куда пойти обиженному жильцу? Есть такая служба, и называется она «жилинспекция». Сегодня моя гостья – ведущий консультант, юрист государственной жилищной инспекции Амурской области Наталья МАЗУРЕЦ.
– Наталья Николаевна, сколько лет существует ваша служба, каковы ее функции?
– Государственная жилищная инспекция Амурской области образована 1 мая 2003 года. Это исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий госконтроль в жилищной сфере.
– То есть вы следите за тем, чтобы соблюдались все жилищно-коммунальные нормы: чтобы была нормальная температура воды, чтобы вовремя вывозился мусор, чтобы был порядок на дворовых территориях? Все эти вещи вы контролируете?
– Да, это входит в нашу компетенцию.
Правила предоставления коммунальных услуг должны осуществляться в соответствии с федеральными стандартами качества. Федеральные стандарты качества – это всевозможные СНиПы, в которых указано, что, например, горячая вода должна быть не ниже 50 градусов, температура воздуха в жилых помещениях – не ниже 18 градусов.
– С каким жалобами к вам в основном обращаются?
– Анализируя жалобы населения, можно сказать, что 26-28 процентов жалоб приходится на неисправные крыши в домах, 12-13 процентов – неисправные отмостки, неисправные внутридомовые сети, такой же проценты составляют затопленные подвалы и неотремонтированные места общего пользования – лестничные площадки.
– Сколько у нас в городе обслуживающих организаций, и все ли дома уже обслуживаются организациями, которые взялись за эту работу?
– Прошло более двух лет, как новый Жилищный кодекс вступил в силу. В соответствии с ним каждый дом может избрать какой-то способ управления: или это непосредственное управление, или это будет делать управляющая компания, или товарищество собственников жилья. Многие граждане в способе управления еще не определились. Поэтому, в соответствии с тем же Жилищным кодексом, это входит в обязанность администрации города Благовещенска.
У нас два муниципальных предприятий, которые занимаются обслуживанием жилого фонда, – «Жилсервис» и «Аварийно-восстановительное». Сейчас как раз происходит процесс – создается много обществ с ограниченной ответственностью, которые выходят на рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг, и граждане могут выбрать себе какую-то организацию.
«При заключении договора необходимо узнать, что это за организация, как она себя зарекомендовала на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг; быть очень внимательными при составлении и заключении договора, смотреть, что там прописано» | |||
– Часто бывает так, что люди выходят к гражданам, заключают с ними договоры, говорят, что мы будем обслуживать ваш дом по высшему качеству, в результате потом ничего не делается. Люди заключают договор, а ситуация остается прежней. Что в этом случае делать? Есть ли у вас механизмы воздействия на нерадивые компании?
– Хочется сказать и пожелать гражданам: при заключении договора необходимо узнать, что это за организация, как она себя зарекомендовала на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг; быть очень внимательными при составлении и заключении договора, смотреть, что там прописано. Потому что зачастую получается так, что граждане подписывают договор, не читая его, обслуживающая организация в соответствии с договором получает только деньги, ничего при этом не делая.
– Очень часто люди не решаются идти на конфликт с облаживающей организацией, потому что понимают, что суд, прокуратура и обращения туда – очень серьезные затраты, и моральные, и финансовые. Могут ли они обратиться к вам, берете ли вы на себя функции обращаться в суд, защищать интересы граждан?
– Обращаясь к нам, жители сообщают, что есть нарушения при обслуживании жилого дома. Мы выходим, проверяем, как выполняются условия договора, что делается, что не делается, потом составляем протокол и предписания.
– То есть применяете штрафные санкции?
– Да.
– Есть ли у вас телефон, по которому жители могут к вам обращаться?
– Существует горячая линия в «Амурских коммунальных системах». Если есть какие-то непорядки с температурой воды или занижены температуры в жилом помещении, жильцы напрямую могут обратиться туда, там дежурит диспетчер.
– А если к вам обращаться, то по какому адресу к вам идти?
– Улица Красноармейская, 110. Это практически в центре, напротив рынка. Все это здание знают. Государственная жилищная инспекция находится на первом этаже.
– Если обслуживающие организации не выполняют свои функции, то какие штрафные санкции к ним применяются?
– Если это юридические лица, то такие организации за нарушение правил и норм эксплуатации жилого фонда наказываются по статье 7.22 Административного кодекса Российской Федерации. Штраф составляет от 40 до 50 тысяч рублей. Должностные лица привлекаются по статье 7.22. Санкция там от четырех тысяч рублей.
«Жильцы в основном смотрят на тарифы. Кто меньше предложит, к тем и идут, не задумываясь о том, что такая организация оказывает услуги не на уровне, не в соответствии с требованиями законодательства» | |||
– Но это же небольшой штраф для тех денег, которые собираются с жильцов, проживающих в большом доме.
– По юридическим лицам, наоборот, просят, чтобы эту санкцию уменьшили, потому что считают, что 40 тысяч – это очень много. Для должностных лиц это небольшие деньги.
– Любой предприниматель может создать обслуживающую организацию, взять на баланс несколько жилых домов, собирать с них деньги и оказывать для них услуги, или нужны соответствующие лицензии, проверки?
– Для обслуживания жилого фонда необходимы ремонтные мастерские, специалисты. Конечно, в юридическом плане нужно зарегистрировать эту организацию как юридическое лицо.
– Кто проверяет, есть ли в организации ремонтные мастерские, материально-техническая база для обслуживания? К жильцам приходит человек с договором, который говорит: «Здравствуйте, мы такая-то организация, мы предоставляем такие-то услуги, вы распишитесь, и мы будем обслуживать». И жильцы не идут и не смотрят, где какая база есть. Кто этим занимается, кто их контролирует?
– Получается, что никто. Жильцы вправе выбрать себе любую компанию. В основном смотрят на тарифы. Кто меньше предложит, к тем и идут, не задумываясь о том, что такая организация оказывает услуги не на уровне, не в соответствии с требованиями законодательства.
– Ситуация такая: люди, будьте бдительны?!
– Да, это точно.
– Спасибо за беседу.
На простые вопросы сегодня отвечала юрист государственной жилищной инспекции Амурской области Наталья Николаевна Мазурец.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/02/13/963.html