Ведущая — Татьяна Удалова:
Благовещенская объединенная техническая школа РОСТО (ДОСААФ) на днях отпраздновала 70-летие. Сегодня у нас в гостях руководитель юбиляра Владимир БАНЫШЕВ.
– Владимир Алексеевич, сейчас это называется «Благовещенская объединенная техническая школа». А вот в 1938 году, когда все только начиналась, что это было, с чего стартовали?
– Это был автомобильный спортклуб. Начинали готовить водителей категории «С» на грузовые автомобили. А дальше он преобразовался в техническую школу, потом в объединенную техническую школу. Это уже автомобильная и радиотехническая подготовка. И вот до сегодняшнего дня она называется «Благовещенская объединенная техническая школа». То есть мы готовим специалистов как автомобильных, так и радиотехнических.
– Но с армией вы взаимодействовали с самого начала?
– Вы знаете, что 38-й год – это преддверие Великой Отечественной войны. Естественно, уже в то время нужны были водители и стрелки. Это был как бы ОСОВИАХИМ. И большая часть молодежи шла в эти спортклубы, которые были и на территории Амурской области. Большая часть людей проходила подготовку по стрелковому виду спорта, по автомобильному, по авиационному, то есть готовились летчики, стрелки и автомобилисты.
– Какие сейчас специальности предлагаете?
– Сейчас мы готовим по военно-учетным специальностям. Это радиотелеграфисты, машинисты автомобильного крана, водители категории «С». Что касается гражданских, то мы готовим водителей категории «B» – легковые автомобили, наиболее популярный вид; переподготовка с категории «В» и «С» на «Д» – автобус, на «Е» – прицеп. Это также категория «B» и «С». Что касается посторонних специальностей, то это еще охранники для гражданских предприятий. Есть программа, приходит человек и обучается правовому, стрелковому или спортивной борьбе. Для этого у нас есть тир, спортзал, где проходит обучение.
– Для будущих призывников нужно вводить новые специальности или достаточно того, что у вас есть сейчас?
– По всей видимости, в ближайшее время, если вдруг, а мы все-таки перейдем на год службы в армии, нам, наверное, назначат специальности. Возможно, что будут какие-то другие направления. Но на сегодняшний день пока только эти три.
– Но есть что-то, что уже напрашивается?
– Примерно так у нас называется «вус», то есть военно-ученая специальность. Нам предлагали 425-й вус – подготовку слухачей. Это те, кто прослушивает эфир и так далее. Но чтобы создать это на нашей базе, нужно получить определенную материально-техническую базу.
– Отслушивают радиоэфир или что-то другое?
– Это все военное. Может быть, прослушивают и авиационный эфир, и морской, подводный.
– Нужно специальное оборудование?
– Да. Чего стоит только один компьютерный класс, ведь сейчас современная техника. Но на сегодняшний день пока отменили, наверное, будет готовить Хабаровск.
– Вы готовите и водителей, и крановщиков. Призывникам эти профессии могут пригодиться после армии. А вот радиотелеграфисты, азбука Морзе могут в обычной жизни пригодиться?
– Могут. Есть талантливые люди. У нас помимо данного обучения есть клуб «Амур», который отметил 60-летие в прошлом году. Там наши радиолюбители работают со всеми странами мира. У них много открыток, проводятся соревнования. Даже в каком-то году, когда еще был Советский Союз, благовещенские радиолюбители заняли первое место.
– Но вряд ли они этой профессией заработают.
– Да. Но это просто радио. Каждый может иметь у себя радиоприемник и связываться со всеми станциями.
– В нашей армии другие виды связи вытеснят этот вид?
– Я думаю, что нет. Потому что Интернет Интернетом, а когда идет военная операция, связисты играют огромную роль. Надо найти правильное решение, что-то передать, а это по Интернету не передается. Управление войсками идет через какой-то радиообмен.
– Покупается новое оборудование. На какие деньги все это делается? Министерство обороны помогает?
– Министерство обороны помогает центральному совету РОСТО. А он уже распределяет средства по организациям по всей России. Мы получаем 20 процентов на подготовку специалистов для армии. Если бы нам давали 100 процентов, то, конечно, из тех средств, которые мы зарабатываем сами, мы могли бы сделать школу богаче: купить новые автомобили, новее плакаты.
– Возможно ли такое предприятие по подготовке кадров для армии сделать коммерчески успешным предприятием?
– Я считаю, что это тяжеловато.
– Вы что делаете?
– Мы применяем различные методы обучения, стремимся увеличить количество обучаемых. Раз увеличивается количество обучаемых, увеличивается количество мастеров производственного обучения, техники. И таким образом мы выходим из положения, начинаем развиваться, оформляем классы, вводим мультимедийное обучение.
– Получается, что кадры для армии готовятся за счет денег гражданских.
– В большей степени да. Нам приходится выходить из такого положения. Но вообще 80 человек – это большой коллектив.
– К вам идут девушки учиться на радиотелеграфистов или автокранавщиков?
– На радиотелеграфистов да. Особенно касается народного хозяйства. Мужья у них военные, они работают при пограничных войсках и так далее, то есть военнообязанные. Там нужны радиотелеграфисты. И у нас много женщин учатся по данной специальности. Что касается автокранавщиков, я не помню. А вот водители категории «С» и переподготовка на «Д» – женщин четыре-пять было. Это за все время, которое я помню. Хотя недавно мне предложили девушку работать мастером производственного обучения, и я сказал, что подумаю.
– Подтвердите или опровергните слухи по поводу увеличения сроков обучения в автошколах.
– Возможно, что будет изменена программа. Пока об этом говорят только с экранов телевизора, а чего-то конкретного мы не видим. Хотя сроки обучения, возможно, могут быть и больше.
– Спасибо за беседу. У нас в гостях был руководитель Благовещенской объединенной технической школы РОСТО (ДОСААФ) Владимир Банышев.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/02/11/961.html