|
||||
Ведущий — Павел Савинкин:
Здравствуйте! У автомобилистов появилась новая головная боль. Её вызвали нововведения в деятельности страховых компаний. У нас же всегда так: что ни золотуха, то совершенно какой-то иной недуг.
Что за нововведения и так ли они страшны, как их малюют, нам поможет сегодня разобраться специалист в области страхования Галина Ивановна БАЗУТКО.
– Галина Ивановна, добрый вечер!
– Добрый.
– Автолюбители, узнав о законе, который регламентирует увеличение уставного капитала страховых компаний, пришли в недоумение: что же теперь делать, ведь в связи с этим возникло много рисков?
– На самом деле это тенденция всего мира – ужесточать требования по уставному капиталу не только страховых компаний, а вообще финансовых институтов. Потому что величина уставного капитала – это прежде всего надёжность и стабильность компании. То есть показатель её платёжеспособности и способности отвечать по своим обязательствам.
– Но ведь это вызовет, прямо скажу, ликвидацию многих компаний, которые сейчас находятся у нас на страховом рынке?
– Те страховые компании, которые не выполнят требования закона с 1 января, должны будут сдать лицензию и передать свои обязательства на исполнение другим страховым компаниям.
– Галина Ивановна, а предусмотрены ли, прописаны ли юридические моменты при этих нововведениях? Я имею в виду вот что: скажем, человек заключает договор с некой страховой компанией 30 декабря, а 1 января он узнаёт, что этой компании на рынке уже не существует. Получается, плакали денежки?
– Страхование ОСАГО – это такой вид страхования, в котором вы страхуете свою ответственность. То есть если вы попали в ДТП, и у виновника этого ДТП полис есть, то вы можете спокойно обращаться в компанию, в которой застрахован виновник. Если же вам не повезло, вы попали в ДТП и у той компании, которая страховала виновника происшествия, нет лицензии с 1 января, то тогда вы можете гарантированно обратиться в Российский союз автостраховщиков, где для этого создан специальный фонд, и получить оттуда возмещение. По другим же видам страхования, кроме ОСАГО, к сожалению, вы не сможете обратиться.
– Мы говорим об ОСАГО. То есть, я, наверное, ошибся, когда в самом начале сказал, что у автомобилистов появилась головная боль. Этой головной боли нет, всё обычно, всё нормально?
– В общем-то, нет. Советы такие же традиционные, как всегда дают все страховщики: внимательно смотрите, выбирая страховую компанию, где вы оформляете договор.
– Тем не менее вы рынок нашего страхования знаете, наверное, как никто иной. На ваш взгляд, с нового года много компаний канет в лету?
– В основном на рынке Амурской области представители московских страховых компаний. Какая-то крупнее, какая-то компания мельче. Но надо понимать, что на нашем рынке 80 процентов рынка держат филиалы крупных страховых компаний. Поэтому я бы так не говорила, что вы заметите большие потери после 1 января. Смотрите, выбирайте! Смотрите рейтинги, смотрите платёжеспособность компании. Смотрите в Интернете, в конце концов, размер уставного капитала компании и принимайте решение. Выбирайте всё-таки известные бренды, которые есть на рынке.
– Люди, будьте бдительны!
– Да, на самом деле будьте бдительны и смотрите доверенности у тех агентов, которые оформляют вам договоры, у тех посредников. Потому что не исключены случаи, когда называется одной страховой компанией, а клиенту выдаёт документы со штампом совершенно другой страховой компании. Такие случаи тоже есть. Поэтому будьте внимательны, как при любой покупке. Смотрите, что покупаете.
– Понятно. Кстати, об агентах. Будет ли сертифицироваться или лицензироваться их деятельность?
– В настоящее время их деятельность не сертифицируется, не лицензируется. Выдаётся доверенность от страховой компании.
– То есть человек, обычный автолюбитель – я же о них говорю! – может попасть впросак? Выходит он, скажем, из дверей Государственной автомобильной инспекции, его берут за руку и предлагают приобрести страховой полис. Человек, для того чтобы убыстрить процесс, покупает и может попасть как кур в ощип, да?
– Мало того, ещё и предлагают купить полис со скидкой в 500 рублей. Это вас тоже должно как минимум насторожить.
– Так это порадует только!
– Зачастую многие-то и попадают, когда берут что-либо дешёвое. Это закон! Тарифы у всех одни на рынке. Поэтому какое-либо снижение тарифов, в частности в ОСАГО, противоречит закону, а значит, чем-то это чревато.
– Увеличение уставного капитала – я правильно понимаю? – повлечёт за собой увеличение и страхового полиса. Я имею в виду страховки.
– Сейчас, в настоящее время, обсуждается законопроект, чтобы увеличить ответственность страховой компании. Не секрет, что инфляционная составляющая у нас с каждым годом растёт, а базовый тариф с 2003 года не менялся. Делалась корректировка на какие-то коэффициенты – территориальные, по мощности. А базовый тариф не менялся. Поэтому, если будет рассмотрен вопрос и утверждён проект поднятия лимита выплат по «железу» до 400 тысяч, а по здоровью до 500 тысяч, то, конечно, это повлечёт увеличение базового тарифа.
– Какова цена человеческой жизни, как это ни цинично звучит, и соответствует ли это мировым, европейским стандартам? И даже не будем говорить обо всей Европе, у нас в стране это соответствует требованиям дня, уровню жизни?
– В настоящее время ответственность в рамках ОСАГО по здоровью – 160 тысяч рублей. Конечно, это не соответствует никаким европейским нормам. Наиболее ближе к европейским нормам у нас Воздушный кодекс. Там установлен лимит ответственности по жизни и здоровью 2 миллиона рублей. В среднем в Европе это 500-600 тысяч долларов. В некоторых странах даже не существует ограничения по лимиту по жизни и здоровью.
Поэтому нормально, что рассматривается вопрос об увеличении – ну, что такое 160 тысяч! – и вообще изменении подхода к расчёту вот этого вреда. То есть в настоящее время даже в случае смерти законом предусмотрено возмещение расходов на погребение.
– И опять об увеличении капитала. Оно же повлечёт, мы говорили, ликвидацию некоторых компаний. Но мы же знаем, что на российском рынке существуют как самые известные, раскрученные крупные и очень крупные компании, так и средний бизнес. Как, на ваш взгляд, это соответствует заявлению премьер-министра, о недопустимости «кошмарения» среднего бизнеса?
– Опять же, идёт забота правительства о том, чтобы компании, которые на этом рынке работают, выполняли обязательства перед клиентами. Поэтому я считаю нормальным требования к ужесточению уставного капитала, потому что это ваша гарантия того, что платёжеспособность компании будет на достойном уровне и все обязательства компания выполнит.
– Галина Ивановна, многое мы назвали. Но, может быть, ещё есть какие-то нововведения, на которые следовало бы обратить внимание автолюбителям? Мне в частности, потому что я автолюбитель.
– Это такой живо обсуждаемый вопрос о том, что страховые компании с 1 января будут заниматься техосмотром. С 1 января процедура техосмотра несколько поменяется. Раньше вы покупали полис ОСАГО, а потом проходили техосмотр. Сейчас будет наоборот. То есть вы сначала проходите техосмотр, а потом покупаете полис ОСАГО у страховой компании. Соответственно, меняется процедура допуска операторов к этому рынку; тех операторов, которые будут проверять техническое соответствие. По сути, контроль за прохождение техосмотра возлагается на страховщиков.
– Помнится, в прошлом году кто-то говорил вообще об отмене техосмотра. Видно, не сложилось.
Подводя черту, нашим автолюбителям всё-таки не надо беспокоиться от того, что у компании увеличивается уставный капитал?
– Нет. Я думаю, что переживаний у автовладельцев быть не должно. Просто они должны, как обычно мы советуем, внимательно выбирать страховую компанию и всё-таки осознанно подходить к выбору.
– Галина Ивановна, спасибо вам. Удачи в страховой деятельности!
А вас, уважаемые телезрители, пусть минует страховой случай.
Галина Ивановна Базутко – специалист в области страхования была у нас в гостях.
Всего доброго!
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2011/11/09/2329.html