“Простые вопросы”: Александр Койбагаров, президент Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью

Ведущая — Татьяна Удалова:

По времени возникновения первой мировой религией считается буддизм. Люди, которые его исповедуют, есть и в Благовещенске. К ним в гости приехал Александр КОЙБАГАРОВ, президент Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью.

– Цель вашего визита в Благовещенск?

– Всегда считается, что должна быть какая-то особенная цель. Но буддийские школы, а мы относимся к школе Алмазного пути – их там три больших деления, предполагают постоянный обмен с учителем. Мы относимся к тибетскому буддизму, и в нашей традиции называть учителя ламой, что в переводе означает «высшая мама», потому что учитель относится к ученику как мать. Поэтому мы очень часто ездим, часто обмениваемся. Я не лама, я приехал почитать лекции, встретиться с нашими практикующими буддизм в Благовещенске. Это происходит достаточно часто, когда приезжают ламы, учителя. Вот так мы и живем.

«Буддизм – это театр не для всех. Люди, которые приходят к нам, долго ищут, долго выбирают, обладают определенной критичностью, духовной свободой »    
 
 

– Но вас можно назвать мамой благовещенских буддистов?

– Не совсем. Я называюсь «путешествующий учитель», если следовать нашей терминологии. Буддизм – это театр не для всех. Люди, которые приходят к нам, долго ищут, долго выбирают. Они обладают определенной критичностью, духовной свободой. Конечно, когда они приходят, они присматриваются к тому, нужно это им или не нужно, дает это результат или нет, а потом просто включаются и работают. Буддизм – это особенный духовный путь, особенная религия, в которой нет внешнего бога. Вы сами делает себя, развиваете свое сознание, свой ум.

– А есть ли портрет среднестатистического буддиста? Это люди молодые или более взрослые, что это за люди?

– Конечно, среднестатистический портрет можно нарисовать, и, наверное, в Благовещенске он существует. Но на самом деле, если взглянуть, нет никакого среднестатистического буддиста. Есть масса индивидуальных биографий, индивидуальных историй, почему люди приходят. В Благовещенске у нас есть пенсионеры, люди за 60, есть молодые студенты, бизнесмены, люди работающие. Каждый из них пришел потому, что у него есть какая-то с этим связь.

– Но что-то же их объединяет?

– Да. Объединяет, может быть, такой поиск, предположение, что они какие-то особенные, достойные лучшего, большего. Они искали в разных местах, движениях, духовных путях и сейчас нашли. Буддизм Алмазного пути – это не так, чтобы раз в месяц, раз в неделю пришли в церковь, помолились, и на этом закончилось ваше отношение с высшими силами. Дело в том, что буддизм – это мировоззрение, стиль жизни. Это значит, что вы не только приходите в центр, садитесь в «лотос» и медитируете и каким-то образом учитесь концентрации, учитесь перенимать и развивать качества Будды. Нет, вы выходите из центра, и у вас все продолжается. Практика не начинается и не заканчивается в центре. Вы все время используете то, что вы узнали, чему вы научились в обычной жизни.

– Что это за отношение к окружающему миру?

– Отношение самые наилучшие. Мир таков, каким мы его видим. Если мы встали с левой ноги, у нас все плохо, тогда и мир мрачный, серый, и к нам все плохо относятся. А если мы счастливы, то мир сверкает красками, даже если солнца нет на небе. Это собственное отношение окрашивает мир. А буддисты используют это сознательно, для них мир самый лучший: все люди Будды, все люди работают друг для друга, все сверкает, полно возможностей, каждую секунду мир открывается новым, и надо просто осознавать, видеть возможности, не бояться использовать их.

«Для буддистов мир самый лучший. Надо просто осознавать, видеть возможности, не бояться использовать их»    
 
 

– То есть мир сверкает, даже если все плохо вокруг?

– А не может быть плохо вокруг.

– Почему?

– Потому что все вокруг хорошо. Само существование мира – это прекрасно.

– Как быть, когда, например, еду на работу, сломала каблук, машина попала в аварию, и я опоздала к началу рабочего дня, сорвались какие-то переговоры? Это хорошо?

– Да.

– Почему?

– Потому что вы не знаете, что могло быть, если бы вы попали на работу вовремя.

– Вдруг там здание обрушилось?!

– Не все так трагично. Не все время происходят какие-то катастрофы. Но поскольку мы не знаем, что нам несет будущее, от нас зависит, как относиться к тому, что с нами происходит. Есть какие-то важные вещи, есть какие-то неважные вещи. В этом взгляде, сломанный каблук – повод пошутить или объясниться с начальством, почему опоздали.

– Тогда почему у нас в Благовещенске так мало буддистов?

– Потому что в буддизме надо работать.

– Их в городе около 50-ти человек.

– Может быть, 50, может быть, 60 или 40. В буддизме есть такая вещь, необычная для других религий, что вы можете приходить в центр, практиковать, использовать методы и литературу, все, что предоставляется центром, и считать себя христианином, атеистом. Буддизм не ревнив к тому, кем себя человек считает.

– Значит, я могу по выходным ходить в христианский собор, а по вторникам-средам – к вам в центр, и я буду одновременно христианкой и буддисткой?

– Кем вы себя считаете, тем и будете.

– С нами рядом Китай. Там буддизм очень распространен. Их буддизм чем-то отличается от вашего?

– От китайских, более традиционных буддистов, монгольских, бурятских, тувинских, калмыцких буддистов (в нашей стране тоже есть традиционные буддисты, которые считаются таковыми по рождению) мы отличаемся тем, что переняли существо буддизма. Все наши тексты переведены с тибетского на русский. Осталось очень мало тибетского, потому что это не нужно. Нужно существо, нужны методы и практики, что составляет культурный аспект. Потому что вокруг религии нарастает очень много театрального, ритуального, много такого, что служит красоте, зрелищу, празднику, который предназначен для людей не практикующих, которые к этому относятся как к майской демонстрации.

«Буддизм не ревнив к тому, кем себя человек считает»    
 
 

– Говорят, что для русских более свойственно православие? Почему так считается?

– Если вернуться к истории, то Владимир Красное Солнышко выбрал православие, потому что оно позволяло пить. Он сказал: «Веселие на Руси – есть питие». Все остальные проповедники, которые к нему приходили, питье полностью отвергали. И так было выбрано православие, если верить историкам, Карамзину, летописи. То есть можно сказать, что это было случайно.
Но с другой стороны, можно сказать, что ум – это не вещь. У него нет ни цвета, ни размера, ни запаха, соответственно, у него нет ни расовой принадлежности, ни сексуальной. Ум – не женский и не мужской, не русский, не английский. Если брать ум в чистом виде, чистый разум, то мы становимся тем или другим, выбираем ту или другую религию. Или когда нам все равно, мы становимся такими, потому что все такие. Или потому, что у нас есть пример людей, которым мы доверяем, которых мы любим, и мы следуем за ними. А есть третий вариант, когда вы критически осмысляете все, что есть, и выбираете сами. И чтобы стать буддистом в современном мире, буддистом, который идет за методами, а не за обрядностью, вы должны быть очень критичны, свободны в собственном выборе и смелы.

– Спасибо за беседу. У нас в гостях был Александр Койбагаров, президент Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью.

 

Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/01/29/951.html