Ведущая — Татьяна Удалова:
25 января – день рождения Владимира Высоцкого. Сегодня ему исполнилось бы 70 лет. О Владимире Семеновиче и о его творчестве говорим с Иваном ЗУБАРЕВЫМ, большим его поклонником.
– Высоцкого не стало в 80-м году, когда ты еще не родился. Откуда такая увлеченность, ведь ты его знаешь только по аудио- и видеозаписям?
– Это больше был стихийный порыв, тем более что услышал его я в семь лет. Казалось бы, какая связь?! Тем не менее это было сразу, навечно и навсегда. Слава богу, сколько прошло лет, он не надоедает и не перестает быть интересным.
– А что это было в семь лет?
– Мой отец к тому времени купил три пластинки, как раз пошла серия. Он принес их домой, включил, и сразу пошло.
– А что за песни были, помнишь?
– Я запомнил сразу «Большой Каретный», «Привередливые кони» и все «Сказки», которые он написал. У него был отдельный год, 1967-й, когда он писал сказки, например, «Джин», «Про опального стрелка».
– Ты же был еще ребенком. Как понимал?
– Дело в том, что это были пластинки. А к ним у меня было трепетное чувство. У меня была огромная кипа детских песен и сказок. И я пластинки Высоцкого принял как какой-то следующий этап. А когда расслышал, какой там материал, это был дополнительный толчок. Еще и это сыграло роль.
«Я услышал Высоцкого в семь лет. Сколько лет прошло, а он не надоедает, не перестает быть интересным» | |||
– Это Высоцкий повлиял на твое желание учиться играть на гитаре?
– Конечно. К тому времени почти все песни, которые я слышал, знал наизусть. Мог петь все, даже в тетрадку слова переписывал, но не умел играть. И меня учил играть на гитаре бывший военный, отслуживший в Афганистане Сергей Можаров из города Орла. Спасибо ему огромное. Он научил меня играть, в том числе и сам ритм Высоцкого. Он мне показал, как это делается.
– Ты стал учиться на песнях Высоцкого?
– Конечно. Сначала на песнях Высоцкого, потом и на песнях других бардов, которые пошли поэтапно за Высоцким. Это Розенбаум, Ким, Окуджава, Галич, но Высоцкий был первым.
– Какая песня была первой?
– «Нейтральная полоса».
– Сколько тебе было лет?
– 13 лет.
– Как ровесники реагировали на твое увлечение?
– Как говорится, глаза по пять рублей. Я тогда собирал все пластинки. Там была пронумерованная серия по 20 пластинок. И вот каких пластинок у меня не было, я спрашивал у каждого в школе: «У вас есть Высоцкий?» Одни крутили пальцем у виска, другие с любопытством поднимали брови, третьи просто махали рукой. Такого глобального понимания не было. Меня понимали люди, которые были по возрасту из того времени – лет 30-40. И до сих пор, кстати, когда я встречаю таких людей, они удивленно говорят: «А мы думали, что вы только водку пить умеете».
– Когда начал учиться играть на гитаре и петь песни Высоцкого, ты специально что-то делал, чтобы голос был хриплым, с надрывом?
– Сначала жутко хотелось заиметь эту хрипоту. Потому что я до сих пор считаю, при всей несовершенности его голос является одним из сильнейших. Причем он сам умел петь одновременно и совершенно чистым голосом. Но потом на одной из фонограмм я услышал: «Я против подражания голосу, хрипоте». И я просто решил не напирать на хрипоту, а петь с душой человека, который это написал и выстрадал.
– Все равно получается очень похоже.
– Говорят, да.
– На школьные вечера приглашали петь?
– Было несколько раз. Один раз было огромное школьное собрание в актовом зале. Мне это запомнилось еще и потому, что погас свет, и в полной темноте в зале на тысячу мест мы пели песню «Спасите наши души».
– В каком классе это было?
– По-моему, в девятом.
«Что бы человек одновременно ни делал – писал песни, играл в кино или театре, писал сценарии или прозу, – во всем можно угадать, что это он. Вот в этом его уникальность. Поэтому он целостная личность, и этим он интересен» | |||
– Сейчас Высоцкий актуален? Мне кажется, что его песни из эпохи застоя, они были актуальны тогда. Сейчас нет той действительности. Осталась классика: Пушкин, Лермонтов, Высоцкий?
– Можно разделить песни по нескольким направлениям. Есть песни только оттуда, и только те люди их поймут. А есть такие, что на века. Например, «Диалог у телевизора». Эту когда не спой песню, все будут смеяться: «А ты придешь домой, Иван, поешь и сразу на диван, или орешь, когда не пьян». У него есть очень много философской лирики, которая действительно на века. Ты говоришь о классике, но он еще и в классики не причислен, его можно изучать и изучать.
– Высоцкий и поэт, и актер, и певец, и сценарии он писал. А кто он для тебя?
– Для меня он все. Не зря он ввел термин «авторская песня». Что бы человек одновременно ни делал – писал песни, играл в кино или театре, писал сценарии или прозу, – во всем можно угадать, что это он. Вот в этом его уникальность. Поэтому он целостная личность, и этим он интересен.
– Сегодня ему исполнилось бы 70 лет. Ты его представляешь пенсионером?
– Нет. Никто, начиная от родственников, жен, детей, и заканчивая здесь, на Дальнем Востоке, из людей даже которые только его слышали, никто не может представить его пенсионером, потому что это был человек взрывного характера, любящий жизнь.
– Чем бы он сейчас мог заниматься?
– Думаю, все тем же. Хотя я не думаю, что он уделял бы больше внимания песням, потому что песенное творчество он хорошо распределил. Сейчас он писал бы прозу, которую очень хотел писать, занимался сценариями, может быть, у него был бы свой театр, в противовес любимовскому.
– Спасибо за разговор.
У нас в гостях был Иван Зубарев, большой поклонник Владимира Высоцкого.
Источник новости: http://www.amur.info/easy/2008/01/25/949.html