“Простые вопросы”: Евгений Шайдуров, начальник отдела пропаганды амурского управления ГИБДД

Ведущая — Эльвира Оверченко:

Здравствуйте! Через несколько дней закончатся школьные каникулы, и детей в школьной форме на дорогах и улицах города снова станет очень много. ГИБДД регулярно регистрирует рост дорожного травматизма именно в это время. И сегодня вновь говорим о безопасности.
Мой собеседник – начальник отделения пропаганды Госавтоинспекции Амурской области Евгений ШАЙДУРОВ.

– Здравствуйте, Евгений Викторович!

– Добрый день.

– Каждый год мы говорим об одном и том же, но ситуация не изменяется. Статистка – вещь упрямая, и рост детского дорожного травматизма в сентябре есть.

– Если говорить в целом о статистике, то сказать, что не меняется, конечно, невозможно. Вместе с органами образования мы проводим большую работу, и это подтверждает та же статистика. С 2003 до 2010 года у нас в целом отмечается снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Вместе с тем, обстановка на дорогах, конечно же, нестабильная. И каждое происшествие с участием ребёнка, каждая гибель, каждая травма ребёнка – это, конечно, трагедия для родителей.

– Евгений Викторович, в сентябре рост идёт всегда?

– Это закономерная ситуация. Потому что дети за летний период отвыкают от того интенсивного движения, в котором они привыкли находиться. Потому что они уезжают на каникулы к бабушкам, к дедушкам, находятся в домах отдыха, летних лагерях. Естественно, они уже подзабыли.
Кроме этого, у нас в число учащихся вливаются первоклашки. Мало родить детей, надо же ещё их воспитать и вырастить.

– Вы же не только регистрируете, вы и анализируете ситуацию?

– Да.

– В чём причина того, что дети попадают под колёса, как это ни ужасно? Им не объясняют, как переходить улицу; родители переходят не там, где надо; за руку не водят, в конце концов? Вокруг школ ничего не оборудовано? Что это такое?

– К сожалению, хотел бы отметить совершенно обратную ситуацию, и нас она стала последнее время очень пугать и настораживать. Наоборот, как показывает статистика, дети более законопослушны, соблюдая правила дорожного движения, чем взрослые. То есть чаще дети попадают в ДТП по вине именно взрослых.

– Что это значит?

– Это значит, что дети, выполняя правила дорожного движения в качестве пешеходов, переходят, как положено, проезжую часть в установленных местах. А вот взрослые водители – женщины и мужчины, нарушая правила дорожного движения, предоставляют им преимущество движения и совершают на них наезд.

– Понятно. Виноваты те, кто за рулём.
Вернёмся к вопросу о школе. Ребёнок идёт в школу. Везде ли у нас есть нормальные переходы, светофоры? Везде ли школы огорожены заборами или теми устройствами, которые препятствуют ребёнку выбегать на улицу где попало?

– Эта проблема сегодня существует на территории Амурской области. Но в рамках исполнения распоряжения губернатора с 1 по 20 августа, в рамках подготовки образовательных учреждений сотрудники Госавтоинспекции всех подразделений вместе с другими заинтересованными организациями принимают участие в обследовании образовательных учреждений города.

– Что должно быть в идеале?

– Во-первых, всё начинается с территории самой школы. Территория школы не зря называется безопасной зоной. Она для детей. Поэтому въезд транспорта должен быть ограничен. То есть на въезде в школу должен стоять шлагбаум либо ворота. Территория школы, конечно же, должна быть огорожена забором. Причём в старых требованиях даже чётко прописывалась высота забора как для детского садика, так и для школы. В новых это не предусмотрено, так как, что такое забор и что такое ограждение, прописано в строительных нормах. Это все понимают.

– Значит, забор, безопасная территория.

– Освещение территории. Если забор есть, естественно, сотрудники Госавтоинспекции могут уже спланировать, исходя из входа-выхода на территорию той или иной школы, где идёт поток школьников, где нужно установить леерное ограждение, знаки ограничения скорости, обустроить пешеходный переход. То есть спрогнозировать движение ребятишек и организовать для них безопасные условия.

– До какого класса нужно водить ребёнка через дорогу за руку? В школу, из школы, или хотя бы как-то водить, не отпускать его самого?

– Ребятишек, которые идут в первый класс, уже за неделю до похода в школу нужно приучать к движению. Потому что в силу своих физиологических и психологических особенностей ребёнок такого возраста, да и вообще школьник старшего возраста, наверное, до 16 лет не способен самостоятельно, правильно, как мы с вами, адекватно оценить ситуацию, правильное расстояние до автомобиля. У него просто рост не позволяет, да и его самого не видно. Поэтому с учётом физиологических особенностей, его роста, конечно, нужно регулярно проводить с ним практические занятия.

– То есть родителям за неделю нужно ходить с малышами по этой дороге и показывать: здесь смотри сюда, здесь сюда?

– Показывать, как идти. И проконтролировать, чтобы ребёнок сам тебя провёл и тебя научил, как нужно правильно идти. Самое главное – каждому папе и маме нужно задуматься о том, что, чему бы ни учили в школе преподаватели, о чём бы ни говорили сотрудники Госавтоинспекции, как нужно себя вести на дороге, от того, как поступают родители, зависит, как будет делать ребёнок. Если папа и мама на глазах ребёнка позволяют себе нарушить правило и перейти в неустановленном месте, а ещё хуже – берут за руку и переводят в неустановленном месте ребёнка, будущего школьника, то не надо надеяться, что он не будет повторять этих ошибок. То есть можно спрогнозировать, что рано или поздно ребёнок попадёт в ту или иную ситуацию, когда его жизнь будет под угрозой.

– Ещё про родителей. Ребёнок после школы приходит домой. Там велосипед, самокат, мокик. Что творят дети на велосипедах на дорогах, уму непостижимо. А на мокиках ещё хуже! То есть вылетают просто перед машинами, переезжают как попало переходы. Что делать с этим? Может быть, родителей начать штрафовать или не продавать им, в конце концов?

– Это здорово, что сегодня идёт хорошая позитивная волна в средствах массовой информации о том, чтобы дети и вообще граждане занимались здоровым образом жизни, в частности велосипедом или мокиком. Это очень хорошо. Но тем не менее забывают о другом, что покупая ту или иную игрушку в виде велосипеда, особенно мокика, родители берут на себя очень серьёзную ответственность за поведение своего ребёнка и дальнейшую жизнь своего чада, девочки или мальчика. Потому что незнание правил дорожного движения, как правило, приводит к тому, что дети у нас страдают на дороге, получают травмы различной степени тяжести или, что ещё хуже, гибнут. Мы это видим сплошь и рядом, принимаем меры, задерживаем.
Только за 2010 год более восьми тысяч ребятишек были задержаны за те или иные нарушения правил дорожного движения. В результате чего была составлена информация сотрудникам по делам несовершеннолетних, которые в дальнейшем работают с родителями в силу своих полномочий.

– По-человечески скажите, вы бы купили такой подарок своему ребёнку?

– Нет. В сегодняшнем движении – нет.

– У вас что-нибудь запланировано в сентябре для того, чтобы донести для детей, педагогов и родителей?

– К началу учебного года Госавтоинспекция проводит серьёзные мероприятия. Это и обследование образовательных учреждений.

– А усиление какое-нибудь есть?

– Обязательно. На эти дни предусмотрено усиление. Все экипажи дорожно-патрульной службы, весь личный состав Гоавтоинспекции будет по максимуму задействован на обеспечение безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений.
Запланировано участие в проведении классных часов с родителями, детьми. То есть где и какую возможность предоставят нам директора школ и завучи образовательных учреждений.

– Говорят, что изменилось законодательство в этом плане, и теперь общество имеет больше финансовых возможностей для того, чтобы обеспечивать безопасность движения людей и детей в частности.

– Да. Совершенно недавно, буквально месяц назад, указом президента о внесении изменений в федеральные законы были внесены поправки. В частности, в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Где прописаны разграничения полномочий органов исполнительной власти о том, что профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является обязанностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органов исполнительной власти городов и районов.
Кроме того, составная часть финансовых средств, которая необходима для проведения такой работы, сейчас является расходной статьёй бюджета.

– Теперь в городе должна быть расходная статья на обеспечение безопасности детей?

– Да. При формировании бюджета следующего года органам исполнительной власти дана возможность планировать свои бюджеты и такие статьи расходов, как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Чего раньше не было.

– Спасибо большое. Мы говорили о безопасности дорожного движения, о детской безопасности на дорогах. Потому что скоро 1 сентября и многим детям идти в школу.
Это были «Простые вопросы». Будьте осторожны и – всего хорошего!

– До свидания.

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2011/08/25/2217.html