“Простые вопросы”: Владимир Сунгоркин, Главный редактор газеты «Комсомольская правда»

Ведущий — Павел Савинкин:

Добрый вечер! И ещё одна выездная, записанная в Москве, программа «Простые вопросы». На сей раз с главным редактором газеты «Комсомольская правда» Владимиром СУНГОРКИНЫМ. Предыдущие – с первым в прошлом секретарём Амурского обкома КПСС Леонидом Шариным и авторадийными поющими ведущими «Мурзилками» – вы уже видели.
Вся журналистская деятельность Владимира Сунгоркина с небольшим перерывом связана с «Комсомолкой». Куда он впервые попал на практику в годы учёбы в Дальневосточном государственном университете. Вот так, с зелёного студента-практиканта до руководителя самой читаемой в стране газеты. И пусть вас не смущает обращение на «ты» – нас связывает студенческая юность.

– Владимир Николаевич, газета «Комсомольская правда» 70-х годов и сегодняшняя? Давайте сравним.

– Я пришёл – наверное, с этого надо начать – в «Комсомолку», переступил её порог как раз в 75-м году, в июне. И меня тогда уже потрясло в газете то, что здесь была такая демократичная атмосфера, что люди были не застёгнутые на все пуговицы, и что, несмотря на то, что здесь была элита журналисткой страны, нравы были очень простые и демократичные. Я надеюсь, что сейчас точно так же и осталось.
И, наверное, газета сейчас, если сравнивать с 70-ми годами, гораздо более нацелена на своих читателей. Потому что, вспоминая 70-й год, она была тоненькая, четыре странички. И в ней, наверное, около половины в каждом номере был официоз. То есть то, что для читателей не предназначалось. Это были «Решения пленума ЦК КПСС в жизни», «Встреча в аэропорту…»

– Товарища Брежнева.

– …товарища Брежнева. Проводы Пономарёва, Косыгина. В общем, полгазеты были документы партии и комсомола. Вот это главное отличие. Сейчас гораздо большее количество информации, рассчитанное на потребление обычного обывателя.

– Сегодняшняя газета – «Комсомолка» ли, любая ли другая, – она не умирает? С учётом того, что появился Интернет, и «Комсомолка», как я вижу, уходит в Интернет?

– Нам сегодня достаточно, скажем так, без разницы, где нас будут читать. У меня один и тот же журналист… Допустим, у нас происходят поисковые работы на Волге после катастрофы теплохода «Булгария». И вот мои журналисты, которые там работают, передают оттуда материал, который вначале идёт на сайт, и вы в Благовещенске можете на сайте его читать. Потом он идёт на радио «Комсомольская правда». Это одни и те же ребята делают его. Там, в Татарии. Потом идёт на радио, которое в десятках городов можно слушать и которое можно слушать на сайте. Потом идёт на телевидение, которое мы сейчас создаём и которое пока есть в Интернете, но скоро появится в «Триколоре», на НТВ-Плюс – в спутниковых системах. И наконец приходит в газету.

– Не могу не задать вопрос, который интересует, наверное, всех. Все говорят, что газета 70х, пускай 80-х годов и сегодняшняя газета в некоем роде пожелтела.

– Начав допрашивать, что ты подразумеваешь под словом «пожелтела», выяснится, что там несколько вариантов – мы же изучаем этот феномен, нашего читателя или не читателя. Во-первых, либо он её не читает, он где-то что-то слышал и знает, что… Человека ночью разбуди: человек, фрукты, яблоко, поэт Пушкин – «Комсомолка» пожелтела. Просто мы стали писать кучу материалов, которые интересны людям. В итоге про эти материалы принято говорить снисходительно. Но если в комнате поставить скрытую видеокамеру, раскидать газету и завести в эту комнату 20 человек, сказать им: «Вы тут поскучайте полчаса, а потом через полчаса пойдём, например, на обед». Скучающие люди, скучая, возьмут газету «Комсомольская правда». Я голову даю на отсечение. И они же – горе такое тут у нас! – будут читать те самые статьи, про которые они же говорят: «Ой, газета пожелтела! Как это… фу».
Конечно, идёт огромная дискуссия про пожелтение газеты и так далее. Но, к сожалению или к счастью, эта дискуссия часто такая мутная. Люди не определяются с терминами. Каждый в слово «пожелтело» вкладывает своё. И зачастую это такое кокетство.
Я знаю огромное количество людей, которые, если к ним в руки попадают газеты, и они знают, что никого тут рядом нет, пред кем не надо выпендриваться, конечно, они будут читать материал, который в другой ситуации назовут пожелтевшим. Или будут смотреть канал «Телевидение». Мы же знаем это. Благодаря Интернету можно много кого и как обманывать. Но благодаря Интернету мы знаем – у нас стоит счётчик на каждой статье, – сколько человек читает тот или иной материал. И вообще мы знаем, что наша газета действительно имеет самый большой тираж, с огромным отрывом от других федеральных газет.

– Сегодняшняя «Комсомолка» – это в том числе и радио, это телевидение, это Интернет. Завтра?

– Ну и хватит. Эта технология называется «360 градусов». Что там дальше? Объёмное кино, наверное. И то, говорят, от него глаза болят сильно. Посмотри, мы сейчас, по сути, сделали 360 градусов, если взять по секторам. Радио, Интернет, телевидение, печатная версия. Ну и всё. Это уже большое достижение. Потому что три года назад у нас не было радио. Телевидение только в этом году запускаем. Интернет лет семь, но он постоянно растёт. Ведь у меня сейчас в день на сайт заходит в среднем миллион человек. Среди информационных сайтов в России он каждый день стоит на втором-третьем месте. Это такая махина.

– Плюс издательская деятельность?

– Да. Сегодня издательская деятельность у нас занимает, если говорить о деньгах, которые мы зарабатываем, около 30 процентов. Издание книг и дисков – это 30 процентов наших доходов. Правда, книги и диски – это в основном классика. Это огромная потребность людей в классических книгах и дисках. Но там есть хитрость – если они недорогие. Но так как мы имеем возможность печатать гигантские тиражи, нам доверяет читатель, и он покупает наши тиражи в гигантских количествах, мы их очень дёшево продаём. У нас вот-вот начнётся коллекция «Музеи мира». Порядка 30 томов будет коллекция «Лучшие музеи мира», от Третьяковки до вашингтонского какого-нибудь музея или британского. «Художники», ты знаешь, 80 томов. Все великие художники, какие есть, и каждому из них посвящён том. Это тоже огромный раздел нашей работы.

– Кто идеолог этого? У тебя есть люди, которые тебе помогают, которые тебе советуют издавать вот эти коллекции «Художники», «Музеи»? Кто рядом с тобой? Твои помощники, твои люди?

– Люди, которые занимаются культурой. Но на самом деле мы сильно не заморачиваемся, а выставляем списки на сайте и спрашиваем. На сайте сходится гигантское количество людей – миллион в день. Но это средний день. Бывает и поменьше. Но бывает, что читателей в день заходит до полутора миллиона. Счётчики же не обманешь, они же считают всех заходящих. Ставим на видное место и говорим, что сейчас хотим запускать коллекцию музеев. Вот наш список. Давайте предложения. Люди дают предложения. Мы плюсуем, кого забыли, кого надо добавить в список.
Вот сейчас мы запускаем список «Великие музеи». Дальше будет проект «Великие поэты». Мы в Интернет вкладывали список поэтов. Нам читатели без всякого обмана помогли какими-то своими предложениями.
Ну и свои специалисты. Только в Москве работает около 500 человек. Ясно, что люди образованные. Причём многие по-старому образованные, то есть до 90-х годов получили хорошее образование. Поэтому есть кому советы давать.

Источник новости: http://www.amur.info/simple/2011/08/24/2215.html