Ведущий — Александр Ярошенко:
Добрый вечер! Одни этого человека называют благовещенским Павликом Морозовым, другие величают немножко пренебрежительным словом «правдолюбец», третьи о нём вообще ничего не знают.
Сегодня гость нашей студии – отставной майор Российской армии, благовещенский юрист Михаил БАГАЧЁВ.
– Здравствуйте, Михаил Михайлович.
– Добрый вечер.
– Это правда, что по вашему заявлению возбудили уголовное дело против бывшего мэра Благовещенска Александра Мигули?
– Да, это имеет место быть.
– В чём вы обвиняете бывшего благовещенского градоначальника?
– Я писал заявления не только в отношении Мигули, но и в отношении его заместителей. Первое заявление было написано мной в 2008 году, последнее – в 2009-м. Я излагал чисто в отношении Мигули порядка семи эпизодов, которые подтверждены документами. Эти документы я излагал в заявлении, называл кадастровые номера земельных участков, их стоимость, называл сумму, причинённую бюджету незаконными действиями.
– Какими действиями, на ваш взгляд?
– Самое главное заключалось в том, что при выделении земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов не проводились конкурсы и аукционы по продаже этих земельных участков, что требовало законодательство, которое действовало в тот момент и которое действует сейчас.
– Но говорят, что возбудили уголовное дело по поводу строительства так называемой правительственной даче в местечке Мухинка.
– Да, я излагал и этот факт. И именно по этому факту следственный комитет Амурской области возбудил уголовное дело.
– На ваш взгляд, какие там нарушения?
– Во-первых, это природоохранная зона. Во-вторых, с нарушением всех процедур отвода из природоохранной зоны, то есть выведения в другой разряд земельных участков. Начиная с этой процедуры и кончая процедурой присоединения этого земельного участка к уже существующему. Этого законодательство не допускает.
– На ваш взгляд, куда ведут тропинки с этой дачи?
– Вообще-то фирма «Офеня» зарегистрирована в городе Москве.
– Понятно. Все дороги ведут в Москву.
– Все дороги ведут в Москву.
– Если не все, то многие. Вы раньше несколько раз обращались в наши правоохранительные органы. Почему силовики столько времени не реагировали на ваши заявления, как вы думаете?
– Мне трудно судить, но я могу предположить. Я выскажу предположение. Это нежелание работать или просто неумение. Третьего просто не дано.
– Есть мнение, что у вас есть личная неприязнь к бывшему мэру Благовещенска. Вы в 2004 году тоже выдвигались на должность мэра, набрали ничтожный процент голосов, проиграли выборы, и, говорят, с тех пор зуб и заточен.
– Абсолютно неверно. Выборы проходили в 2004 году. Я действительно баллотировался. Я прекрасно понимал, что я не пройду. Но опять-таки, если брать в процентном отношении, сколько потратил Мигуля. А Мигуля тогда официально, я подчёркиваю, потратил более полутора миллионов…
– На предвыборную кампанию?
– Да. А я всего-навсего затратил своих собственных 40 тысяч. Но когда я разделил сумму, затраченную мною, на количество моих голосов, и сколько затратил Мигуля и сколько у него голосов, то мне голоса обошлись в два раза дешевле, чем Мигуле.
– Правда?
– Да.
– А что дало для вас участие в той предвыборной кампании? Зачем пошли? Вы же понимали, что проиграете, наверное?
– Во-первых, как юрист, я хотел узнать всю кухню, механизм и сам в этом поучаствовать. Не секрет для нас – и тогда, и сейчас высказывают очень часто в беседах люди, – что власть у нас ворует. Все чиновники – коррупционеры. И для того чтобы посмотреть эту схему, необходимо было поучаствовать. Её надо знать изнутри.
– И что, посмотрели? Выводы сделали? Правда, много коррупции у власти?
– Начиная с момента подготовки выборов и в ходе самого процесса, уже идёт нарушение.
– Михаил Михайлович, что, на ваш взгляд, сильнее в обществе – закон или система?
– Система, конечно. Я смотрю постоянно телевидение, заканчивал военно-политическое училище и знаю, что такое агитация, пропаганда, порядок её видения. У нас в думе говорят, что плохие законы. Да законы отличные. Их исполнять надо. А здесь нужна политическая воля. Почему в начале этого года произошёл целый ряд арестов, отстранений в высших эшелонах власти, в том числе и в органах следствия и дознания? Я имею в виду в прокуратуре. Вот с этими казино. Только политическая воля!
И в отношении Мигули тоже. Когда появилась политическая воля, когда это уже нельзя было скрывать! Потому как приезжает проверка, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменяется, и дело направляется на доследование. А в этот период, когда дело на доследовании, – тайна следствия. С ним никто не имеет права знакомиться.
– То есть такой хитрый ход юридический?
– Да. Чисто да.
– Каков ваш прогноз по уголовному делу против бывшего градоначальника?
– Я думаю, что в связи с той обстановкой, которая сейчас складывается в стране… Потому как и президент, и премьер-министр прекрасно понимают, что выборы одни, выборы вторые… И народу надоело уже вот это, то есть элементарная коррупция. Что простой человек не может отстоять свои права в тех же органах следствия и дознания, в тех же органах МВД, УВД и так далее. Люди устали от беспредела чиновников.
– А зачем вам это надо? Вы заняли свою нишу, работаете юристом, зарабатываете, живёте спокойно. А это же нервы, бессонные ночи. Всё это не добавляет здоровья. По-человечески, зачем вам это надо?
– Объясняю. Когда мы сетуем в беседах, что в стране коррупция, что предприниматель идёт и ему нужно давать там или там…
– Слово «откат» уже как хлеб.
– Да. Я лично обращался ко многим, когда обращались ко мне: «Михаил Михайлович, помоги» Я говорил: «Давай, пиши заявление в милицию, прокуратуру. Тебя упакуют, снабдят аппаратурой, дадут деньги меченные. Пошли относить» – «Михаил Михайлович, моя хата с краю»» – «Так ты что хочешь, чтобы Михаил Михайлович за тебя решал вопрос?»
И всегда этим людям повторяю одну-единственную фразу: «Почему в цивилизованных странах, будем говорить, в европейских, есть коррупция – она есть во всём мире, – но она не такая масштабная, как занимает наша страна, если не изменяет память, по последним данным, второе или третье место в мире? А потому, что у народа отсутствует гражданская позиция». Вот он как привык со сталинских времён «моя хата с краю», так вот это рабское ощущение своё, к сожалению, так и не подавил. А это моя жизненная позиция.
– Наверное, страх генетически уже сидит у нас, у людей.
– Я сказал бы, что и генетический страх тоже. А самое главное – безразличие к судьбам страны. Ведь они не понимают, что, борясь с коррупцией, борясь против конкретных чиновников, сообщая эти факты, они фактически улучшают положение в стране. Страна действительно становится демократической, в страну идут инвестиции и так далее.
– Сейчас телезрители морщатся при этих словах, думают: «Какая демократическая» Люди уже настолько разуверились, просто до отчаяния разуверились в нашей системе.
Михаил Михайлович, жизнь на дворе такая криминальная, что бы вы ни говорили. Вы не боитесь за свою жизнь, честно говоря? Ведь сегодня за сто долларов убить – это как «здравствуйте»
– Я не боюсь, потому как знаю, что я прав. И тех людей, которые даже если и попытаются, вычислят. Пусть и составит труда. Но это не Москва. Возможно, у них и были такие мысли, но они боятся просто из страха за ответственность. А трус – это трус.
– Вы спокойно спите?
– Спокойно. Единственное – когда дело имеет результат, я получаю чисто человеческое удовлетворение. Что действительно кому-то помог, что действительно в городе стало лучше. А раз в городе стало лучше, то и жителям города стало лучше.
– Понятно. Это были «Простые вопросы» для благовещенского юриста Михаила Багачёва. Мы говорили о коррупции, власти, системе и законах.
Всего вам самого доброго. Берегите себя, и до свидания!
Источник новости: http://www.amur.info/simple/2011/05/18/2073.html